Социально-образовательные результаты экспериментальной апробации Модели центра непрерывного профильного образования.

Е.В. Неганова – начальник отдела стратегии развития образовательных учреждений и международных связей Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы

Е.В. Воронина – ведущий специалист отдела стратегии развития образовательных учреждений и международных связей Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы

В ходе Федерального эксперимента по совершенствованию содержания и структуры общего образования потребовала уточнения образовательная модель профильного обучения - «Ресурсный центр», была открыта  Городская экспериментальная площадка «Модель центра непрерывного профильного образования». 

В ходе этапа практических разработок была предложена структура Центра непрерывного профильного образования, созданного на базе одной или нескольких общеобразовательных школ с профильной старшей ступенью обучения. Разработка и внедрение модели Центра непрерывного профильного образования в девятнадцати образовательных учреждениях Южного учебного округа города Москвы (12% общеобразовательных учреждений округа) потребовали совершенствования управленческого и методического сопровождения инновационной деятельности.

 Направления  инновационной и экспериментальной деятельности в выбранных образовательных учреждениях можно сгруппировать следующим образом.

Начальная ступень обучения:

v    сравнительный анализ учебно-методических комплектов начальной школы, изучение особенностей адаптационного периода в каждой системе обучения;

v    особое внимание уделяется адаптационным периодам начальной ступени обучения: адаптация к условиям школьного обучения в коллективе, адаптация к условиям предметного обучения в средней ступени.

v    апробация без отметочного обучения в начальной школе;

v    использование информационных технологий при обучении в начальной школе;

v    организация проектной деятельности в начальной школе;

v    апробация психолого-педагогической диагностики учащихся начальной школы.

Средняя ступень обучения:

Ø      Организация предпрофильной подготовки учащихся.

Профильному обучению предшествует предпрофильное обучение, осуществляемое в основной школе. Его цель в определенном смысле противоположна цели профильного обучения ‑ не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в определенной области познавательной деятельности, а выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры не больших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Например, в школе № 675 в  средней ступени реализуется предпрофильная подготовка, за счёт введения в содержание обучения элективных курсов по выбору, способствующих самоопределению учащихся и подготовки их к выбору профиля;

- Предметно-ориентированных: «В стране русского языка», «Разговорный английский», «Основы экологии», «Практическое применение законов физики», «Основы экономических знаний», «Основы графической грамотности», «Развитие продуктивного мышления».

- Межпредметных: «Зачем нам космос?»,  «Основы компьютерного дизайна», «Психология принятия решений».

Ø     Организация проектной деятельности на средней ступени обучения;

Ø     Создание условий для эффективного самоопределения учащихся.

Старшая ступень обучения:

Создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать и удовлетворять интересы, склонности и способности учащихся, а также расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени рассматривается  как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности. Дифференциация в профильном обучении предусматривает создание стабильных классов или групп, в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям школьников различаются. В отличие от привычных моделей школ с углублённым изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются углублённо, а остальные на базовом уровне, реализация обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

В соответствии с вышеизложенным, в экспериментальных образовательных учреждениях выделились следующие направления разработок:

1.    Дифференциация содержания основных учебных предметов:

v    За счёт введения базового и профильного уровня преподавания.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, литература, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей этой направленности), естествознания (для профилей гуманитарного направления).

Профильные общеобразовательные предметы – предметы, изучаемые на  повышенном уровне, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология – профильные в естественнонаучном профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляют федеральный компонент государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам.

v    За счёт  разработки системы элективных курсов;

Профильность учебных предметов может быть реализована за счет обязательных элективных курсов по выбору учащихся. Элективные курсы могут выполнять две функции. Одни могут поддерживать изучение профильных предметов. Например, элективный курс «Математика в моделировании» поддерживает профильное изучение предмета математики (школа № 675).

Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для простраивания индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Основы менеджмента», «Информационный бизнес» в социально-гуманитарном профиле (школа № 470). Курс «Основы химического анализа» (школа № 470) носит прикладной характер, способствует формированию первичных профессиональных навыков.           В некоторых экспериментальных школах выделяются элективные курсы мировоззренческой направленности, например,  «Основы философии» (гимназия № 1552), «Зачем нам космос?» (школа № 675), «История науки» (школа № 548). В качестве сопровождающих процессы самоопределения выделились курсы «Технология профессионального успеха», «Психология принятия решений» (школа № 675) Общим является то, что количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, избыточно по сравнению с числом курсов, которые учащийся выбирает для изучения.

      -  За счёт использования возможностей  системы дополнительного образования.

Элективные курсы, курсы по выбору могут реализовываться во второй половине дня в следующих формах: групповые и индивидуальные формы работы, факультативные и элективные курсы, курсы довузовской подготовки, научно-исследовательская и проектная деятельность  (46% экспериментальных школ).

 Экспериментальных  образовательных учреждениях спецкурсы, групповые и индивидуальные занятия во второй половине дня носят практическую направленность. В качестве примера можно рассмотреть программу спецкурса в 10 классе гуманитарного профиля школы № 540 по русскому языку.

     Он носит название "Практическая стилистика" и призван познакомить учащихся 10 гуманитарного класса с основными понятиями стилистики, с особенностями жанров разных стилей и выработать умения и навыки совершенствования письменной речи.

    Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Материал выстраивается с учетом возрастных особенностей учащихся и того, что в 5-9 классах они прослушали курс риторики. При отборе материала предусматриваются связи с курсом литературы, обществознания, МХК, ИиВТ. В процессе работы на спецкурсе у учащихся вырабатываются общенаучные и  методологические навыки. Таким образом, полученные на спецкурсе знания, умения и навыки будут актуальны не только в школе, но и в дальнейшем, в учебной и профессиональной сфере.

Подобные программы спецкурсов, имеющие практическую направленность, могут быть предложены учащимся по литературе «Обучение написанию сочинений разных жанров», иностранному языку «Практика речи», «Деловой английский», «Разговорный английский», географии «География человеческой деятельности», экономике «Основы экономических знаний» и др. предметам.

2.      Оптимизация учебной нагрузки учащихся за счёт апробации индивидуального учебного плана образовательного учреждения (на основе ЭБУП);        

При комбинации базовой и вариативной частей учебного плана учащийся имеет возможность выбора уровня изучения предметов, и сам выстраивает ту образовательную траекторию, по которой будет следовать. Его индивидуальный учебный план - зримое воплощение этой траектории. Он состоит из двух частей:

     I часть, одинаковая для всех учащихся данного класса, - включает предметы базового и профильного компонента;

     II часть, вариативная, - индивидуальный компонент учебного плана, в котором ученик сам осуществляет выбор предметов, необходимых ему для дальнейшего углубленного изучения.

Анализируя результаты работы экспериментальных образовательных учреждений, мы приходим к следующим выводам: в целом, предложенные экспериментальные учебные планы сформированы удачно.

Главным преимуществом их явилась некоторая разгрузка учащихся старших классов. При этом, учащиеся имеют возможность основные силы направить на те области знаний, которые им наиболее интересны, к которым имеют склонности и по которым собираются специализироваться в дальнейшем.

Ранее  все изменения, касающиеся учебных планов профильных классов, заключались в большем или меньшем увеличении часов на профильные предметы за счет часов школьного компонента и вариативных часов по выбору учащихся во второй половине дня. Это, безусловно, давало хорошие результаты, и было востребовано учащимися и их родителями, но создавало перегрузки учащихся из-за неизменности базисной части учебного плана.

Экспериментальные учебные планы предусматривают внесение изменений в инвариантную часть. Именно это и создает возможность уменьшения нагрузки учащихся и смещения акцента к избранным учащимися предметам, предусматривая расширение или углубление программ по этим направлениям. Ранее изменения в базисной части касались лишь часов технологии, которые использовались на изучение профильных дисциплин. Теперь в экспериментальных планах технических классов появилась возможность включения 6-7 часов математики и 5-6 часов физики в базисную часть плана, а часы школьного компонента могут быть использованы во второй половине дня для изучения специфики определенного вуза, который школьники избрали для поступления.

Наиболее удачно экспериментальные планы обеспечивают образовательный процесс в гуманитарных педагогических классах (школа № 1636). Здесь до внедрения эксперимента особенно большая нагрузка приходилась на учащихся во второй половине дня. Увеличение часов на профильные гуманитарные предметы в базисной части позволило значительно сократить нагрузку на одного учащегося. Перечень вариативных курсов во второй половине дня остается так же велик,  но количество часов на каждого ребенка, необходимое для реализации профильности избранного направления, сокращается за счет расширения профильной программы в базисной части.

Как отмечают участники рабочих групп, первая сложность заключается в отсутствии достаточной  помощи и четких и своевременных рекомендаций учителям со стороны методических служб. Сказывается также отсутствие утвержденных образовательных стандартов, которые заложены в основу содержательной части эксперимента. В наиболее сложном положении в настоящий момент оказались учителя, ведущие непрофильные базисные курсы. Вероятно, при переходе на новые учебные планы именно этим предметам стоит уделить особое внимание. Учителя, работающие по профильным курсам, оказываются в лучшем положении по той причине, что получают поддержку от преподавателей Вузов.

В ходе эксперимента в школах № 470 и № 1636 произошли структурные изменения: была выделена в отдельное учебное заведение начальная ступень (1-6). Этим были сняты проблемы недостатка помещений для реализации индивидуального компонента учебного плана школ, а так же психологические и организационные проблемы обучения в одном здании школьников младшего возраста и подростков-старшеклассников.

В процессе экспериментальной деятельности в нескольких экспериментальных школах изменения в организации образовательного процесса (введение индивидуального учебного плана, введение модульного построения учебного плана) повлекли за собой изменения в содержании образования (1552, 548, 1037). Так  в школе № 548 разработан синхронизированный курс «История – Литература - Мировая художественная литература (МХК)». Курс является одной из попыток решить проблему взаимосвязи гуманитарных предметов в школьном образовании. Предметы история, МХК и литература  синхронизированы на основе принципа историзма. Учащиеся имеют возможность изучения гуманитарных дисциплин в их нераздельной целостности, благодаря чему формируется историческая и культурологическая картина развития общества; показываются особенности развития мировоззрения человека от эпохи к эпохе, от  цивилизации к цивилизации и, в свою очередь, влияние  литературы, науки и искусства на изменение мировоззрения и развитие общества. Такой подход к изучению гуманитарных предметов является шагом к формированию целостной картины мира.

В некоторых школах,  напротив,  дифференциация содержания образования привела к  необходимости разработки сопровождающих процессов: использованию индивидуального учебного плана, созданию системы психологического сопровождения процесса индивидуализации учебной нагрузки учащихся (42% экспериментальных школ). 

В ходе изучения экспериментального опыта школ выявились две основные стратегии формирования профилей обучения, условно названными нами жесткой и мягкой профилизацией.

Жесткая профилизация имеет следующие особенности реализации:

- Жестко определяется набор профильных предметов, например физика, математика, информатика в физико-математическом профиле (школа № 982, реализующая три профиля: физико-математический экономический и социально-правовой);

- Содержание строится на основе программ углублённого обучения по профильным предметам, при отсутствии разгрузки непрофильных областей;

- Осуществляется селективный отбор в профильные классы (на конкурсной основе);

- Элективные курсы формируются, в основном, на предметной и межпредметной основе, например спецкурсы «Решение задач повышенной сложности по физике, математике», «Решение нестандартных задач по физике», «Решение уравнений и неравенств различными методами», «Решение задач с параметрами», «Использование математических методов в физике» (школа № 982) .

Мягкая профилизация отличается следующими особенностями организации:

- Предлагается несколько уровней изучения предметов (базовый, расширенный, углублённый). Выбор уровня изучения предметов предоставляется учащимся и их родителям, таким образом, они получают возможность участвовать в проектировании образовательного процесса и принятии решений по формированию индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

- Распределение учащихся по профилям осуществляется на основе индивидуальной работы с каждым, этому предшествует предпрофильная подготовка, предоставляющая учащимся возможность попробовать себя в различных видах деятельности, связанных с будущей профессией. Предпрофильная подготовка осуществляется в виде небольших по времени (8-16 часов) разнонаправленных курсов, число которых по отношению к числу выбираемых учащимися избыточно;

- Предлагается широкий набор элективных курсов развивающего, межпредметного характера, с использованием альтернативных систем оценивания: зачётная система, защита проектных работ, исследовательская деятельность с выходом на окружные и городские научно-практические конференции старшеклассников;

- Осуществляется психологическое сопровождение процессов самоопределения, на основе изучения склонностей и способностей учащихся, профессиональных и образовательных предпочтений учащихся и их родителей. Результаты, полученные  в ходе обследования, выдаваемые психологической службой учащимся и их родителям, носят информирующий характер;

-  В организации образовательного процесса используется технология составления индивидуальных учебных планов

Для качественного решения задач, поставленных в Концепции профильного обучения, предпочтительной является стратегия мягкой профилизации. В этом случае учащиеся  и их родители включены в процесс формирования индивидуальной образовательной траектории, а, следовательно, учебного плана школы, её стратегии развития.  Технология построения индивидуального учебного плана и организации индивидуализированного образовательного процесса  предполагает повышение ответственности учащихся и их родителей в процессе принятия решений. В гимназии № 1552 учащимся предоставлен не только выбор уровня изучения предметов, но и право выбора преподавателя. Ситуация выбора, новая для педагогического коллектива, учащихся, их родителей потребовала разработки психологического сопровождения экспериментальной деятельности.

В ходе экспериментальной деятельности выяснялись условия формирования окружной сети профильных классов. В процессе перехода  к профильному обучению набор профилей может реализовываться на базе одной школы (например, такими условиями обладают центры образования -  ЦО № 548, ЦО № 1828).

В то же время, школы  могут объединяться в плане предоставления учащимся более широкого и качественного выбора профильных услуг  (например, № 675 (информационно - технологический) и №540 (гуманитарный и естественно-математический), № 936 (естественнонаучный и физико-математический) и №1552 (гуманитарный и социально-исторический)), при  благоприятном территориальном положении.

Экспериментальная деятельность школ показала, что эффективным является следующий алгоритм перехода общеобразовательной школы к профильному обучению на старшей ступени:

- Выбор модели (однопрофильная, многопрофильная, ресурсный центр);

- Выбор направления профилизации старшей ступени (гуманитарное, естественнонаучное, техническое…)

- Формирование набора профилей и профильных дисциплин в рамках выбранного направления на основе изучения образовательных потребностей учащихся и возможностей педагогического коллектива;

- Создание учебно-методической и материально-технической базы профильного обучения;

- Формирование учебного плана профильного обучения, с учётом индивидуальных возможностей и особенностей учащихся (предоставление выбора уровня изучения профильных дисциплин).                                                                 

В 40% школ инновационные изменения приняли системный характер, можно говорить о формировании  модели общеобразовательного учреждения с профильной старшей ступенью обучения – Центра непрерывного профильного образования. Эта модель включает в себя несколько направлений федерального эксперимента в различной для школ комбинации. Однако именно в этих школах отмечаются наиболее значимые результаты. В этих школах изменения коснулись уклада  школьной жизни.

 Общим является использование идеи непрерывности образования, реализации профильности на старшей ступени и предпрофильности на средней ступени обучения средствами общего и дополнительного образования.

В этих образовательных учреждениях используется деятельностный подход в содержании образования. Так в школе № 540, гимназии №1552, ЦО№ 548 в старшей ступени обучения введёны практико-ориентированные элективные курсы «Общеучебные умения и навыки», «Основы научного исследования». Учащиеся  старших классов используют знания и умения полученные на этом курсе в собственной исследовательской деятельности, защищая свою работу на школьной научно-практической конференции старшеклассников.

 В школах №№ 936, 872, ЦО № 1828, как непрерывная деятельностная основа используется проектная деятельность учащихся, разновозрастных групп, объединенных интересующей их  темой проекта и выбором руководителя проектной мастерской.

В гимназии № 1552, ЦО № 548, 1828 школах № 675, 872 используется деятельностный ресурс экспедиционной работы с учащимися.

Вместе с тем в ходе эксперимента руководители образовательных учреждений выделяют  ряд проблем, которые являются трудно разрешимыми в рамках действующей нормативной базы общеобразовательной школы:

- при увеличении в учебном плане количества часов на профильные дисциплины возрастает учебная нагрузка учащихся профильных классов, которую можно было бы снизить за счёт уменьшения часов на непрофильные предметы;

- действующие учебные программы по профильным предметам не дают возможности подготовить учащихся к обучению в Вузах. Изменение действующих программ находится вне компетенции учителей-предметников, администрации школ;

- для обеспечения реальных учебных планов профильных классов (с учётом деления на подгруппы, проведения семинаров в малых группах, проведения курсов по выбору, реализации учебных проектов) оказывается недостаточно количества часов, выделяемого на общеобразовательный класс (с учётом школьного компонента и развивающих часов);

- оплата труда учителя в профильных группах не соответствует увеличившимся затратам времени на подготовку к занятиям, на работу по изменению содержания учебного предмета.

Однако положительным результатом эксперимента является возможность первичного формирования городской профильной сети путём создания центров профильного образования на базе экспериментальных образовательных учреждений.

 

Используются технологии uCoz