приложение 3 

 

Департамент образования города Москвы

Южное окружное управление образования

Отдел стратегии развития образовательных учреждений

и международных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа поэтапного введения профильного обучения

в образовательных учреждениях

Южного округа города Москвы

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2005г

 

 

 

 

ПАСПОРТ

целевой программы

«Поэтапное введение профильного обучения

в образовательных учреждениях Южного округа города Москвы»

 

Основания для разработки программы:

Национальная доктрина образования;

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.;

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

(утвержденная Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002г);

Городская целевая программа «Столичное образование»;

Целевая программа развития образования в Южном округе;

объективная необходимость повышения качества образования  с учётом образовательных потребностей учащихся и их родителей, особенностей рынка труда в городе Москве.

 

Заказчик:

Южное окружное управление Департамента  образования города Москвы.

 

Основные разработчики программы:

- отдел стратегии развития образовательных учреждений и международных связей,

- рабочая группа в составе руководителей образовательных учреждений, входящих в состав городской экспериментальной площадки «Модель центра непрерывного профильного образования».

 

Научные консультанты:

научные руководители ГЭП «Модель центра непрерывного профильного образования»:

Ю.В. Громыко, д. психол. н., президент Московской академии развития образования и культуры,

Н.П. Пищулин, д. филос.н., проректор но научной работе МГПУ

 

1. Цель программы:

Повышение доступности качественного образования за счёт оптимизации образовательной сети  округа посредством формирования модели организационно-проектного и научно- методического обеспечения практики развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений реализующих профильное обучения в Южном округе.

 

2. Задачи программы:

 

- продолжение экспериментальной разработки и апробации образовательных и организационных моделей профильного обучения;

- организация сетевых взаимодействий экспериментальных общеобразовательных учреждений, средне-специальных учебных заведений, Вузов с целью обеспечения непрерывности общего среднего образования, преемственности программ общего и высшего образования;

-  трансляция полученных экспериментальных результатов посредством создания инновационной сети вокруг консультационных Центров непрерывного профильного образования.

- обеспечение коммуникационного пространства между субъектами реализующими программу, в том числе, с использованием информационных технологий.

 

3. Краткая аннотация программы:

 

В соответствии с приоритетными направлениями развития РФ, целевой программой «Столичное образование - 4», стратегическим направлением в развитие округа является отработка моделей организации профильного обучения.

С  2001 года вопросы введения профильного обучения и предпрофильной подготовки отрабатывались  экспериментальным путём в 20-ти школах округа.

Среди полученных результатов на экспериментальной базе выделим основные:

- в 12 школах отработаны модели однопрофильного и многопрофильного обучения, в 8 школах  модель ресурсного центра непрерывного профильного образования;

- апробированы учебные планы различных профилей, разработаны оптимальные формы их составления и коррекции;

- разработана и апробирована схема изучения используемого методического сопровождения профилей;

- разработаны различные варианты психологического сопровождения процессов самоопределения.

- разработаны и скорректированы элективные курсы, обеспечивающие вариативную часть учебного плана.

На основе полученных результатов была сформирована данная окружная программа, направленная на развитие сети образовательных учреждений, реализующих профильное обучение.

Программа предполагает поэтапное введение профильного обучения в     

2005учебном году – 28 образовательных учреждений

2006учебном году -  40  образовательных учреждений

2007учебном году –  41 образовательное учреждение.

Таким образом, к 2007/2008 учебному году в округе реализация профильного обучения  охватит порядка  73% образовательных учреждений.

По результатам проведённого исследования образовательных потребностей учащихся и их родителей прогнозируется, что подготовка по физико-математический профилю будет осуществляться в 58% учреждений, по гуманитарному – в 45% учреждений, по информационно-технологическому – в 40 % учреждений, универсальное образование будет ведущим в 30 % учреждений.

Основным механизмом внедрения экспериментального опыта по введению профильного обучения выбрано  сетевое взаимодействие образовательных учреждений, путём создания консалтинговых пунктов на базе восьми ресурсных центров: 675, 540, 1828, 872, 936, 548, 1636, 2001 и школ, осуществляющих консультирование по специальным проблемам профильного обучения: 932, 1750, 463, 1552, 470, 1158, 982.

 

4. Общий ожидаемый результат: 

Повышение доступности качественного  образования, создание максимально благоприятных условий для самоопределения старшеклассников в отношении профильного направления их будущей профессиональной  деятельности.

Также ожидается,  что поэтапное введение профильного обучения в образовательных учреждениях округа позволит:

-            создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий;

-            способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

-            расширить возможности социализации учащихся, их осознанного самоопределения;

-            обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего образования.

-            усилить практическую направленность обучения за счёт включения учащихся в реализацию социально-ориентированных  учебных проектов и исследований, целевых программ по профильной подготовке, ориентированных на особенности рынка труда в городе Москве.

        

5. Механизмы реализации: за основу окружной программы реализации профильного обучения взят принцип сетевой организации.

Такое взаимодействие позволяет комплексно решать сложные педагогические задачи, в ряду которых  экспериментальная апробация моделей организации профильного обучения.

При организации сетевого взаимодействия мы исходим из следующего:

- сеть создается и удерживается общей проблематикой, интересной всем членам сети.

- каждый из сетевых узлов предлагает свое видение той или иной проблемы и свой вариант ее решения, используя при этом другие сетевые узлы в качестве дополнительного ресурса.

Быть узлом сети – это значит:

- иметь собственное авторское содержание (модель профильного обучения) относительно общей проблематики сети;

- иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления  содержания своей образовательной модели;

- понимать частичность своего содержания и видеть возможность за счет других узлов сети приобретать дополнительные ресурсы.

 

Для организации сетевого взаимодействия мы считаем необходимым:

 

- создать нормативно-правовое обеспечение развития сетевых форм взаимодействия;

- разработать окружную программу реализации профильного обучения направленную  на развитие муниципальной образовательной системы как сетевой организации;

- разработать и внедрить в практику управления сетевые образовательные программы, сетевые социальные и культурно- образовательные проекты, сетевые программы повышения квалификации;

- создать систему мониторинга развития сетевых форм взаимодействия.

Предполагаемые формы сетевого взаимодействия образовательных учреждений:

- в осуществлении процесса обучения;

- в использовании материально – технических ресурсов;

- в использовании кадровых ресурсов;

- в форме виртуальных (например, компьютерных) видов связей.

 

6. Критерии оценки эффективности реализации программы:

- востребованность мероприятий программы консультативных центров по профильному образованию у руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений округа;

- положительная динамика удовлетворённости качеством образовательных услуг учащихся и их семей в школах округа, реализующих профильное обучение;

- интенсивность и качество сетевого взаимодействия всех субъектов деятельности по реализации программы;

- активность участия  в сетевых мероприятиях и проектах учащихся и педагогов школ, поэтапно включаемых в реализацию программы.

 

7.  Методологические подходы, стратегия, цели и задачи профильного обучения

Для российской системы общего среднего образования характерны противоречия между:

-         содержанием общего среднего образования, практически сло­жившегося в иную социально-экономическую эпоху, и потребно­стями принципиального изменения качества трудовых ресурсов страны в условиях ее включения в мировое разделение труда и же­сткой экономической конкуренции

-         образовательными потребностями молодых людей и их родите­лей и существующим спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в общеобразовательных школах;

-         многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов единого образовательного стандарта;

-         требованиями системы высшего образования к качеству подготовки абитуриентов и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования.

Одним из приоритетных направлений решения этих противоречий в условиях модернизации общего среднего образования является введение профильного обучения на старшей ступени школы

Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи.

Профильное обучение - это система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуали­зацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Профильное обучение - особый вид дифференциации и индивидуализа­ции обучения: форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются усло­вия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями.

Профильное обучение основывается на прочной базе основного общего образования. Речь идет не о подготовке к конкретной профессии или специальности, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знания пред­метной области. Это создает предпосылки для качественного овладения профес­сиональными знаниями и умениями.

Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней: общеобразовательного и профильного.

Общеобразовательный уровень обеспечивает формирование общей функциональной грамотности и культуры учащихся, их социализацию, однако каждо­му старшекласснику предоставляется возможность создания собственной образо­вательной траектории освоения учебных дисциплин.

Профильный уровень обеспечивает преемственность    общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенноё увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Основной дидактической проблемой является определение верного соот­ношения профильного и общеобразовательного уровней.

Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления Знаний в избранной области деятельности.

Дифференциация в профильном обучении предусматривает создание ста­бильных классов или групп, в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям школьников различаются.

Выбор учащимися профиля обучения является основой построения профильной школы. Однако реально этот выбор, в большей или меньшей мере, навязывается школьникам, которые в силу возраста еще не являются субъектом самостоятельного принятия решения (П. Щедровицкий). Поэтому необходимо с первых дней обучения в школе приобщать учащихся к необходимости постоянного поиска и выбора своего пути. Именно для этого следует вводить в школах различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору), по­скольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьника.

Вместе с тем, определение профилей обучения осуществляется не только на основе познавательных интересов учащихся, но и с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.

Профильному обучению предшествует предпрофильное обучение, осуществляемое в основной школе. Его цель в определенном смысле противоположна цели профильного обучения - не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в определенной области познавательной деятельности, а выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры не больших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Методологической основой построения концепции профильного обучения является гипотеза Л.С.Выготского о динамическом соотношении процессов обучения и развития, суть которой заключается в том, что процессы развития совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими «зоны ближайшего развития».

Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения В.В.Давыдова, в соответствии с которой содержа­нием развивающего обучения являются теоретические знания, - методом- органи­зация совместной учебной деятельности школьников и педагогов, а продуктом развития -главные психические новообразования. В дальнейшем эти идеи разви­вались в работах Ш.А.Амонашвили, В.В.Рубцова и др. Одним из практических приложений теории В.В. Давыдова явилась организация предпрофильной под­готовки, в ходе которой учащиеся в процессе обучения осознают и развивают свои интересы и способности.

Стратегия развития профильного обучения должна предусматривать:

-         отработку и практическую реализацию системы, обеспечивающей сознательный выбор учащимися направлений профильного обу­чения,    ориентированного на индивидуализацию обучения, социализацию обу­чаемого, возможность дальнейшей профессиональной подготовки, а также учет региональных потребностей рынка труда;

-         обеспечение   непрерывности и преемственности   предпрофильного и профильного обучения школьников;

-         повышение   социально-экономической   и  личностной   эффективности профильного обучения за счет усиления его адресности, дифференциации и индивидуализации;

-         консолидацию ресурсов общеобразовательных школ, профессиональных училищ, вузов, межшкольных учебных комбинатов, предприятий и форм осуществлении личностно ориентированного профильного обучения и региональной кадровой политики;

-         учет   локальных изменений в потребностях рынков труда и образования, удовлетворение запросов регионов в кадровом обеспечении в соответствии с перспективами их социально-экономического развития.

Цели профильного обучения.

Главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в  соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориёнтации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием (Концепция эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования, ИОСО РАО).

Реализация главной цели предусматривает решение задач:                     

-         выявление на возможно более ранних ступенях обучения способно­стей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае не­обходимости - переориентацию школьника с одного профиля на другой;

-         обеспечение    реализации интересов, способностей и потребностей учащихся,  возможности дальнейшего профессионального образования, гарантии трудоустройства в избранной сфере деятельности;

-         развитие творческой самостоятельности,    формирование системы представлений, ценностных ориентации, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества.

Цели и задачи профильного обучения реализуются с помощью принципов, обусловленных личностно-ориентированной парадигмой образования и воспита­ния и отражают специфику профильного обучения.

Дифференциация профильного обучения нацелена на создание возможно­стей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.

С целью расширения возможностей для предпрофильного и профильного обучения учащихся необходимо максимально использовать взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования (кружки, клубы по интересам, творческие мастерские и др.), а также с учреждениями начального, среднего  и   высшего    профессионального    образования   для    приобретения   практико-ориентированного социального и будущего профессионального опыта.            

 Задачи и содержание предпрофильного обучения

Задачи предпрофильного обучения: выявление интересов и склонностей  школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением; развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Развивающий, деятелъностный подходы должны быть определяющими при организации факультативных занятий и элективных курсов, а также в других формах образования, в том числе дополнительного.

Реализация указанных задач требует подготовки учащихся к обоснован­ному выбору профиля обучения в процессе всего периода обучения в основной школе и усиления ее в 8-9 (10) классах.

Условно можно выделить, с учетом психологических и возрастных осо­бенностей школьников, следующие этапы, содержание, формы и методы предпрофильного обучения: 1-4 классы; 5-7 классы; 8-9 (10) классы.

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отно­шения к труду, понимание его роли в жизни человека и обществе; развитие инте­реса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практиче­ской включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, иг­ровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретен познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»), этом этапе важно предусмотреть включение учащихся в деятельность развивающего характера, ориентированную на приобретение первоначального опыта в раз личных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, сервисе, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре в целом. Этому  способствует выполнение   учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. Они могут осуществляться в образовательном процессе и во внеучебной работе, выполняя не только познавательную функцию, но и развивающую, диагностическую.

8-9 (10) классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения  о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соот­ветствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Оценка готовности школьников к самостоятельному выбору профиля обучения может осуществляться с помощью следующих критериев:

-         характеристика ценностей, связанных с выбором направления профильного обучения;

-         представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

-         информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования,  жизненного и профессионального становления;

-         общий уровень самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения;

-         наличие  опыта   социального  взаимодействия,   востребованного в профильном обучении.

8. Информационное сопровождение программы

В целях информационной поддержки введения профильного обучения в округе на базе ЦО № 1828 в 2005/6 учебном году  будет создан Сайт «Профильное обучение в образовательных учреждениях Южного округа города Москвы». Предполагается, что  Сайт будет иметь следующую структуру:

- нормативное обеспечение профильного обучения;

- возможные модели реализации профильного обучения и их управленческое и методическое сопровождение;

- сеть профильных классов и групп в Южном округе;

- опыт школ, реализующих профильное обучение и предпрофильную подготовку;

- консультационный центр по вопросам организации профильного обучения;

- форум по вопросам профильного обучения.

9. Практическая реализация программы представлена в следующих таблицах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Направление деятельности в рамках программы

Мероприятия

Ответственные, сроки исполнения

Проведение социологических и психологических исследований с целью определения образовательных запросов  и формирования  рационального образовательного пространства округа.

1. Социологические опросы по выявлению образовательных предпочтений учащихся и их родителей  на базе экспериментальных школ.

2. Организация психологического сопровождения процессов самоопределения.

Заместители директоров по экспериментальной деятельности,

Октябрь, март

Изучение и распространение опыта работы школ старшей ступени, организующих профильное обучение.

1.  Обобщить опыт образовательных учреждений, входящих в состав городской  экспериментальной площадки «Модель центра непрерывного профильного образования» в сборнике «Организационно-содержательные  основы и социально-образовательные результаты введения профильного обучения».

2.  Семинары в рамках работы консультативного центра:

«Модель однопрофильного образовательного учреждения» СОШ № 1750,

«Модель организации профильного обучения средствами общего и дополнительного образования» ЦО № 1828, ЦО№ 936, СОШ № 2001

«Организация предпрофильного и профильного обучения с использованием технологии индивидуальных учебных планов» СОШ№ 932, СОШ№ 1636, СОШ № 872

«Организация здоровьесбережения в условиях профильного обучения» СОШ № 470

 

Специалист ОУО Воронина Е.В., координатор эксперимента

Октябрь

 

 

 

Октябрь

 

Ноябрь, декабрь

 

 

Февраль, март

 

 

 

Январь

Работа городской экспериментальной площадки по профильному обучению и создание  условий по формированию инновационной сети образовательных учреждений по этой проблеме.

1. Продолжить работу городских экспериментальных площадок:

«Модель центра непрерывного профильного образования», научные руководители - Громыко Ю.В., д.п.н.  директор МГЦЭиИД, Пищулин Н.П. д.ф. н, МГПУ,  Воронина Е.В., к.с.н. ЮОУО

«Разработка модели профильного образования», научный руководитель - Семенов А.Л., д. ф-м.н., ректор МИОО

«Формирование профильного образования на основе  взаимодействия средней и высшей школы». Научный руководитель - Калмыкова О.Л., к.т.н., МЭИ (технический университет), декан факультета довузовской подготовки.

2. Круглый стол по планированию сетевого взаимодействия в рамках ГЭП «Модель центра непрерывного профильного образования» (ГОУ №№  470, 540, 548, 675, 872, 932, 936, 982, 1552, 1828, 2001, 1636, 1158, 1037).

Специалист ОУО Воронина Е.В.,

Октябрь

 

 

Организация сетевого взаимодействия  образовательных учреждений в целях расширения вариативности в условиях нормативного финансирования и оптимизации использования ресурсов при организации курсов по выбору.

Семинары в рамках сетевого взаимодействия:

 

1. Семинар - презентация модели сетевого взаимодействия школ № 540 и № 675 в рамках ГЭП «Модель центра непрерывного профильного образования», СОШ № 540.

2. Семинар «Обеспечение условий самоопределения учащихся в условиях сетевого взаимодействия школ», СОШ № 675.

 

 

3. Семинар – консультация «Организация системы «библиотечный день» как обеспечение деятельностных подходов в системе профильного образования»,

ЦО № 548.

 

 

 

4. Микроисследование «Изучение возможностей использования программ курсов по выбору, применимых в разновозрастных группах».

Воронина Е.В., специалист ОУО,

Абраменко Н.Н., директор СОШ № 540

Макарова Н.В., директор СОШ № 675

Декабрь

 

 

Власова О.В., зам. директора ЦО

№ 548

Октябрь

 

Воронина Е.В., специалист ОУО,

Макарова Н.В., директор СОШ № 675

Главинская И.Н. зам. дир. ЦО № 1828

В течение года

Использование  портфеля индивидуальных учебных  достижений (портфолио) в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга ученика.

 

1.Семинар-консультация «Методика организации персонифицированного контроля качества знаний учащихся в условиях предпрофильного и профильного обучения»,

ЦО № 936

 

 

2.Круглый стол «Проблемы аттестации учащихся на спецкурсах», СОШ № 540

Воронина Е.В., специалист ОУО,

Королёв А.А., директор ЦО № 936

Февраль

 

Абраменко Н.Н., директор СОШ № 540

Январь

Проведение  семинаров по системе оценивания учебных достижений учащихся.

1. Семинар «Подходы к оценке эффективности профильного обучения в общеобразовательном учреждении»,  ЦО № 548

Неганова Е.В., начальник отдела ОУО,

Рачевский Е.Л., директор ЦО № 548

Апрель

Использование в работе образовательных учреждений примерных программ по учебным предметам федерального базисного учебного плана, разработанных по заказу Минобразования России.

1. Микроисследование «Анализ используемых при организации профильного обучения программ по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Заместители директоров  экспериментальных школ

ОУМЦ, май -  июнь

Формирование учебных сетевых проектов профильного обучения

1. Организация  совместно с префектурой округа проекта «Малая академия управления» как проекта сетевого дополнительного профильного образования. (на базе школ округа)

Дождикова Т.А.,

Лошкарёва Н.М.

Развитие сетевого взаимодействия между учреждениями общего, высшего, средне-специального образования.

1. Заключение соглашений о сотрудничестве с МГУ, МГПУ, МПСИ и др. Вузами и колледжами для практической реализации методического и содержательного сопровождения профильного обучения.

Неганова Е.В.

Воронина Е.В.

Формирование рабочей группы педагогов, методистов, руководителей образовательных учреждений по разработке Московского базисного учебного плана на основе Федерального базисного учебного плана.

1. Отчёт  городской экспериментальной площадки «Разработка  примерных  учебных планов на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312.» СОШ № 1265, 983, 867, ЦО № 556

Неганова Е.В. начальник отдела ОУО,

Апрель

 

 

Предполагаемая схема управленческого и методического сопровождения

 введения профильного обучения

 в Южном округе города Москвы.

 

Период

Управленческое  сопровождение введения профильного обучения

Методическое сопровождение введения профильного обучения

2004/2005 учебный год

 

20 образова-тельных учреждений разного вида в экспериментальном режиме

- подвести  итоги экспериментальной деятельности в рамках ФЭП «Совершенствование содержания и структуры общего образования», «Модель центра непрерывного профильного образования».

- создать рабочую группу, по  уточнению понятийного аппарата, связанного с предпрофильной и профильной подготовкой в условиях сохранения системы лицейского и гимназического образования.

- создать группу, по разработке нормативной базы профильного обучения, рекомендаций по организации профильного обучения для образовательных учреждений.

- разработать окружную программу введения предпрофильного и профильного обучения (на период 2005-2006гг.)

- экспертная оценка реально используемой учебно-методической базы профильного обучения.

- разработка и апробация схемы анализа учебных планов предпрофильного и профильного обучения.

- подготовка рекомендаций по использованию имеющихся учебников, дидактических и методических материалов по профильным и непрофильным предметам.

- разработка рекомендаций по внесению изменений в образовательные программы  образовательных учреждений в условиях введения предпрофильного и профильного обучения

2005/2006 учебный год

28образовательных учреждений

- продолжить экспериментальную деятельность  в рамках ГЭП «Модель центра непрерывного профильного образования» по следующим направлениям:

·        апробация различных моделей «портфолио».

·        моделирование сетевой организации профильного обучения и её апробация в районах Даниловский и Москворечье-Сабурово.

·        разработка окружного мониторинга профильной образовательной сети  /удовлетворение потребностей населения, качества профильного обучения/.

·        разработка положения и структуры сетевой методической службы, системы сетевого повышения квалификации.

- создать консультативные центры:

·        по организации предпрофильного и профильного обучения – школы №№ 872, 982, 675, 932.

·        по организации предпрофильного и профильного обучения с использованием индивидуальных учебных планов – гимназия № 1552и школа № 1636.

·        по организации предпрофильного и профильного обучения средствами общего и дополнительного образования – центр образования № 1828 «Сабурово» и школа № 936.

·        по психологическому сопровождению участников образовательного процесса – школы №№ 507, 540,675 гимназия № 1552.

- методическое сопровождение сетевых проектов социальной направленности.

- методическое сопровождение сетевой системы повышения квалификации.

- мониторинг использования учебно-методического обеспечения и  качества профильного обучения.

2006/2007 учебный год

40 образовчр.

- апробация мониторинга профильной сети.

- коррекция нормативной базы профильного обучения.

- исследование удовлетворённости учащихся  и их родителей профильными образовательными услугами.

- мониторинг использования учебно-методического обеспечения и  качества профильного обучения.

План проведения консультаций в рамках работы окружного консультационного центра «Профильное обучение»

на 2005/2006 уч. год

 

Тема (темы установочных семинаров)

Для кого проводится

Форма проведения (семинар, круглый стол, групповое консультирование)

Место проведения (школа, адрес)

Дата, время

ФИО консультантов

Для  учителей профильных предметов и председателей методических объединений

Особенности организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках профильной подготовки

Учителя профильных предметов, председатели методических объединений

Семинар-консультация

СОШ

№ 540

21 декабря

15.00

Чеверова Юлия Валентиновна,  зам. директора по УВП

Подготовка учащихся к ЕГЭ в условиях многопрофильной школы

Председатели методических объединений, учителя профильных предметов

Семинар

СОШ

№ 982

25 января

15.00

Горбачёв Николай Егорович, зам. директора по УВП

Актуальные педагогические технологии в системе профильного обучения

Учителя профильных предметов, председатели методических объединений

Семинар

СОШ

№ 463

8 февраля

15.00

Беленькая Елена Эрнстовна, зам. директора по УВП

Внутришкольная система повышения квалификации в условиях профильного обучения.

Учителя профильных предметов, председатели МО

Семинар

СОШ

№ 936

15 март

15.00

Красикова Валентина Семёновна, зам. директора по УВП

Для администрации школ, входящих в состав инновационной сети «Профильное обучение»

Тема (темы установочных семинаров)

Для кого проводится

Форма проведения (семинар, круглый стол, групповое консультирование)

Место проведения (школа, адрес)

Дата, время

ФИО консультантов

Модель однопрофильного образовательного учреждения

Заместители директоров

Семинар онсультация

СОШ

№ 1750

26 октября

11.00

Матрахова Наталья Анатольевна, замиректора по УВП

Модель организации профильного обучения средствами общего и дополнительного образования

Заместители директоров

Семинар онсультация

ЦО

№ 1828

ЦО

 № 936

23ноября

15.00

7 декабря

11.00

Главинская Ирина Николаевна,

Организация здоровьесбережения в условиях профильного обучения

Заместители директоров

Семинар-консультация

СОШ

№ 470

18.января

11.00

Чугунова Татьяна Станиславовна, замиректора по УВП

Организация предпрофильного и профильного обучения с использованием технологии индивидуальных учебных планов

Заместители директоров

Семинар онсультация

СОШ

№ 932

 

№ 1552

1 февраля

11.00

Семионова Ольга Игоревна,

Васильева Галина Павловна, замиректора по УВП

Технологические основы формирования индивидуального учебного плана

Заместители директоров

Семинар онсультация

СОШ

№ 1636

22 марта

11.00

Кондрацкая Елена Константиновна, замиректора по УВП

 

 

План сетевых мероприятий в рамках работы городской экспериментальной площадки «Модель центра непрерывного профильного образования» на 2005/2006 уч. год

Тема

Для кого проводится

Форма проведения (семинар, круглый стол, групповое консультирование)

Место проведения (школа, адрес)

Дата, время

ФИО ответственного

Организация системы «библиотечный день» как обеспечение деятельностных подходов в системе профильного образования

Директора, зам. директора,

Семинар  

ЦО

№ 548

16 ноября

15.00

Власова Ольга Владимировна, зам. директора по УВП

Обеспечение условий самоопределения учащихся в условиях сетевого взаимодействия школ

Заместители директора по УВП, руководители психологической службы

Семинар

СОШ

№ 675

11января

15.00

Макарова Наталья Викторовна, директор школы

Методика организации персонифицированного контроля качества знаний учащихся в условиях предпрофильного и профильного обучения

Заместители директоров

Семинар онсультация

СОШ

№ 936

9 февраля

15.00

Котова Любовь Андреевна, зам. директора по УВП

Индивидуальный учебный план как технология реализации профильного обучения

Заместители директора по УВП, руководители психологической службы

Круглый стол

СОШ

№ 1037

1 марта

11.00

Шадрин Анатолий Юрьевич, зам. директора по УВП

Подходы к оценке эффективности профильного обучения в общеобразовательном учреждении

Директора, зам. директора,

Семинар

ЦО

№ 548

19 апреля

11.00

Иванов Андрей Владимирович, зам. директора по УВП

 

 

Используются технологии uCoz