Профильное обучение в старших классах проблемы и задачи О.Г.Авилова, директор гимназии № 1552 Многопрофильная модель образования – реальное воплощение идеологии индивидуального образования, в силу чего будет, очевидно, развиваться и совершенствоваться. Возможны разные варианты её практической организации, в том числе введение индивидуального учебного плана (ИУП). Причём именно ИУП видится нами как оптимальная модель многопрофильности старшей школы. Индивидуальный учебный план является более полноценным и гибким вариантом организации профильного обучения, так как дает возможность учесть потребности и возможности каждого ребенка, тогда как обычная профильная модель все же ставит ученика перед выбором одного из предложенных вариантов. С другой стороны, организация обучения по ИУП требует от школы гораздо больших усилий, он более трудоемок, предполагает наличие высокопрофессиональных кадров по всем учебным предметам. Обе эти модели, как показали первые опыты, востребованы учащимися и их родителями и, безусловно, должны получить свое дальнейшее развитие. Если сама идея не вызывает сомнений, то возможность и целесообразность её применения в гимназиях не так очевидна. Опыт нашей гимназии дает основания говорить, что и гимназическое обучение может быть организовано по индивидуальному учебному плану, более того, его использование в гимназии позволяет решить некоторые насущные проблемы именно гимназического образования. Одной из таких проблем является хроническая перегрузка учащихся гимназии. Повышенный уровень образования, который является неотъемлемым её требованием, гораздо чаще, чем в школах обычного типа, осуществляется за счёт поглощения всех сил и времени детей учебным процессом, что неминуемо приводит к сужению возможностей для развития личности ребенка, может привести к ослаблению его здоровья. Гимназии идут на разные ухищрения, чтобы обойти роковые цифры предельной учебной нагрузки, нередко значительная часть учебной работы переносится на домашнюю работу учащегося, полностью поглощая его досуг. Документы российские и московские по-разному определяют гимназию как тип образовательного учреждения. До сих пор нет определенности в том, универсальное или преимущественно гуманитарное образование должна обеспечивать гимназия. На наш взгляд, более жизнеспособна и востребована универсальная модель. Но приспособить к ней учебный план – задача практически невыполнимая: невозможно расширить все образовательные области, даже при системе спецкурсов, модульных и элективных курсов. Возможность выхода из этого тупика дает, опять-таки, индивидуальный учебный план. Практическая организация обучения с использованием индивидуального учебного плана требует кропотливой подготовки, наличия высокопрофессиональных кадров, продуманного методического обеспечения. ИУП в нашей гимназии введен на третьей ступени. В 9 классе организована предпрофильная подготовка, гуманитарный и естественно-математический классы дают возможность ребенку проверить свои возможности и намерения перед более четким выбором в 10 классе. Работа с ИУП начинается с 9 классами в январе. Дети получают табличку, где представлены различные варианты разных предметных программ. Практика показывает, как непроста для них процедура выбора. Очень часто ребенок – и его родители – хочет охватить максимальное количество предметов по расширенному либо углубленному варианту. Часто созданный ими вариант содержит 40, а то и больше часов учебной нагрузки. Поэтому около 2-х месяцев уходит на индивидуальную работу с каждым ребенком, пока не будет найден устраивающий его вариант. Затем начинается очень трудоемкая работа по составлению расписания. Она очень сложна потому, что у каждого из учащихся 10 и 11 параллели оно свое, двух одинаковых образовательных траекторий практически не встречается. Существующие компьютерные программы составления расписания не устраняют всех проблем, очень большой остается доля ручной работы. Параллельно необходимо обеспечить методическое сопровождение ИУП. Это включает, прежде всего, подбор программ под разные варианты, выбранные учащимися; в ходе этого процесса необходимо учитывать и особенности гимназического образования. Часто выбранные программы нуждаются в корректировке, учитывающей особенности конкретного учебного заведения. Под каждый вариант программы подбираются соответствующие учебники. Иногда одного учебника недостаточно, нужен набор из 2-х – 3-х наименований. И, наконец, составляется тематическое планирование в соответствии с выбранными вариантами программ и учебников. Следующая важная методическая задача - отбор методик, соответствующих идеологии обучения по ИУП. Отбор идет, исходя из главной задачи – инициировать умственную деятельность учащихся. Для использования необходимо отобрать методики и технологии, обеспечивающие обучение через формулировку и разрешение проблем, нацеленные на диалог учителя и ученика. Всё это требует от учителя высокого профессионализма. Поэтому построение обучения с использованием ИУП заставляет пересмотреть всю работа с педагогическими кадрами. Мы считаем целесообразным использовать внутришкольную систему повышения квалификации. Она обеспечивает оперативность, так как тематика обучения определяется конкретными проблемами, выявившимися в процессе обучения. В соответствии с ними организуются микрогруппы учителей (обычно их бывает 6-8). Практика показывает, что, если проблемы выявлены верно, учителя с интересом занимаются в предложенных им группах. Важен подбор преподавателей для таких занятий. Ими могут быть как наиболее квалифицированные учителя гимназии, так и приглашенные специалисты. Для профессионального роста учителя очень важно организовать его исследовательскую работу. Собственно, гимназия предполагает её проведение, но не всегда она организована четко, с учетом конкретных проблем и интересов данного учебного заведения и конкретного учителя. ИУП делает необходимым наладить ее так, чтобы получить результат для школы и для учителя. Важным фактором развития мастерства преподавателя является выполнение им функций научного руководителя исследовательской работой учеников. В нашей гимназии много лет работает Научное детское общество, в рамках которого ученики проводят свои первые исследования. Каждый учащийся выбирает себе научного руководителя, главные задачи которого – привить первые навыки исследования, обеспечить самостоятельность работы, научить пользоваться источниками информации. Работа эта очень трудоемка и кропотлива, поэтому нуждается в материальном стимулировании. Итоги совместной работы учителя и учащегося представляются на публичных научных чтениях в рамках гимназии. Лучшие работы затем направляются на различные конкурсы творческих работ, где обычно получают высокую оценку. Основная роль в организации работы по ИУП принадлежит кафедрам, которые должны обеспечить системность работы и ее результативность. |
По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу
profsch@yandex.ru |