«Управленческие
аспекты формирования многопрофильного учебного заведения средствами общего и
дополнительного образования»
(Из опыта работы Центра
образования №1828 «Сабурово»)
Горловский С.А.,
директор Центра образования № 1828 «Сабурово»,
Главинская И.Н.,
заместитель директора по ОЭР
Центра образования №
1828 «Сабурово»
Приоритетным
направлением экспериментальной работы нашего Центра образования является
реализация концепции профильного обучения. Сама идея профилизации была нам интересна
давно, и с ней связаны первые попытки открытия классов с углубленным изучением
музыки, изобразительного искусства. Но системно эта работа начала выстраиваться
в 2000 году, когда ЦО стал участником федерального эксперимента по теме
«Совершенствование структуры и содержания общего образования». Начав
работу по формированию профильной школы, мы понимали, что это не только
серьёзная перспектива, но и вынужденная необходимость: в условиях жесткой
конкуренции на рынке образовательных услуг оказаться конкурентоспособными, не
развиваясь, невозможно. Привлечь учащихся, обеспечить рабочие места учителям
нам удается благодаря правильному пониманию стратегии развития. Основное содержание экспериментальной работы на первом
этапе состояло в подготовке кадров для работы
в профильных классах. Мы
не искали преподавателей на стороне, мы привлекли наших учителей к ЭД, причём
не отдельных, не нескольких, а многих. Учителя
участвовали в апробации и экспертной оценке учебников и УМК для профильных и непрофильных дисциплин,
разрабатывали программы спецкурсов, элективных курсов, предпрофильных курсов,
проводили многочисленные мониторинги по всему спектру учебной деятельности. В
плане развития и творческого роста учителей эта работа оказалась чрезвычайно
эффективной.
В классах,
спрофилированных на ВУЗы, можно решать кадровую проблему иначе. Можно
пригласить преподавателей ВУЗов для ведения профильных дисциплин. Но наш опыт
показал, что преподаватель ВУЗа, прекрасно знающий свой предмет, часто
урокодатель, лектор, не умеющий выстраивать обратные связи с обучающимися; он
работает на конечный результат, не всегда имея в виду промежуточный. Поэтому,
приглашая вузовских преподавателей, администрация должна быть готова к тому,
что их придётся учить быть школьными учителями.
В 2005 году Федеральный эксперимент был завершен.
Логическим продолжением работы по формированию профильной школы стало наше
участие в городской экспериментальной площадке «Модель центра непрерывного профильного образования», и в контексте
этой темы школа стала ресурсным центром по теме «Модель профильного
обучения средствами общего и дополнительного образования». Дополнительные возможности в развитии такой образовательной
модели дал нашей школе статус Центра образования, который был присвоен учебному
заведению в период аттестации в 2000 г. В 2005 г. этот статус подтвержден.
Инновационная карта, отражающая процесс появления профильных классов в ЦО, выглядит следующим образом:
1996 г. |
1998 г. |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Классы с углубленным изучением музыки. |
||||||
|
Г и м н а з и ч е с к и е к л а с с ы ( 5-11 кл.) |
|||||
|
|
Классы с углубленным изучением физики и математики (10 - 11 кл.), спрофилированные на МИФИ; с 2004 г. – статус лицейских. |
||||
|
|
|
Классы творческого развития («Начальная школа XXI века») |
|||
|
|
|
|
Классы с углубленным изучением физики и математики (8 - 9 кл.); с 2004 г. – статус лицейских. |
||
|
|
|
|
Классы социально-экономического профиля, спрофилированные на РМАТ (10-11кл.) |
||
|
|
|
|
|
Класс военно-спортивного профиля (11 кл.), спрофилированный на Академию МЧС |
|
|
|
|
|
|
|
Профильная группа естественно-научного профиля (8 класс) |
Таким образом, сейчас
Центр образования - многопрофильное учебное заведение с гимназическими и
лицейскими классами, в котором реализуются профили:
- физико-математический;
- филологический;
- художественно-эстетический (направление – музыка);
- военно-спортивный;
- социально-экономический (направление – туризм);
- естественнонаучный;
- универсальное обучение.
Чем определялся выбор того или иного профиля обучения? Опыт
показывает, что не только и не в первую очередь готовностью администрации и педколлектива
разрабатывать содержательно и организационно то или иное направление, в первую
очередь, это запрос учащихся и их родителей, так называемый социальный заказ.
Например, в ЦО одно из самых ярких методических объединений – МО учителей-
естественников. Среди них и заслуженный учитель РФ, и обладатели гранта Москвы
(два года подряд), молодые, энергичные, настоящие профессионалы. Но
востребованным это направление на уровне предпрофиля оказалось только в этом
году. Таким образом, начало всему - в кропотливой, системной (это не может быть разовая акция) и адресной (доведенной до каждого ученика и родителя)
профориентационной работе, а также в грамотной организации предпрофильного
обучения.
Каков же удельный вес каждого профиля в нашем учебном
заведении?
Профиль |
Средняя школа |
Старшая школа |
Физмат |
7 % |
31% |
Гуманитарный (гимн.) |
39% |
17% |
Военно-спортивный |
- |
10% |
Художественно-эстетический |
6% |
- |
Социально-экономический |
- |
16% |
Биологический |
4% |
- |
Универсальный |
37% |
20% |
Наибольший удельный вес в старшей школе занимает физико-математический профиль. Дальнейшие образовательные цели большинства учащихся связаны с техническими учебными заведениями. Учащиеся гимназических классов по мере взросления обнаруживают интерес к математической и социально-экономической области. Ежегодный мониторинг образовательных запросов помогает нам планировать открытие классов профильной дифференциации на каждой ступени и заранее продумывать систему предпрофильных элективных курсов. Анализ поступления учащихся в высшие учебные заведения показывает, что подавляющее большинство выпускников профильных классов остаются верны выбранному профилю.
Говоря о сотрудничестве с ВУЗами, хочу подчеркнуть, что мы
различаем понятия профильность и спрофилированность. Мы сотрудничаем с
Вузами: с 2000 г.- с МИФИ, с 2002 г. - с РМАТ, с 2005 г. – с
МГТУ им. Баумана. Но не стремимся к расширению списка ВУЗов, которые и сами
сейчас активно ищут школы для сотрудничества, хотя надо признать, что для
родителей этот факт является довольно существенным. Школе же интересны не
формальные, количественные, а глубокие содержательные связи, отраженные не
только в договорах, но прежде всего в системе подготовки и взаимодействия специалистов,
в разработке программного обеспечения, в учебных планах классов профильной
дифференциации.
Для обеспечения названных профилей в Центре образования
разработан экспериментальный учебный план с перспективой на два года. Составлен
он на основе Московского базисного регионального учебного плана 2001 г. и на
основе Федерального базисного учебного плана 2003 г.
18 классов из 33, а если иметь в виду вторую и третью
ступень, то 18 из 25 обучаются по индивидуальному варианту (для данного профиля
и данной параллели):
v
Учебные планы для
классов с углубленным изучением отдельных предметов;
v
Учебные планы классов
социально-экономического профиля, включающие в себя на интегративной основе
предметы 1 курса Международной Академии туризма;
v
Индивидуальные учебные
планы в 10-11-х гимназических классах.
v
Учебные планы для
классов с профильными группами.
Апробированы разнообразные формы организации учебной
деятельности в классах профильной дифференциации:
v
Обучение в стратах и в
составе малых групп;
v
Экстернат по отдельным
предметам;
v
Модульное обучение;
v
Интегративное
обучение;
v
Проектная
деятельность;
v
Интеграция основного и
дополнительного образования (форма организации учебной деятельности,
специфическая для ЦО).
Подробнее остановимся на последней и на конкретных примерах
покажем, как выстраиваются интегративные связи общего и дополнительного
образования.
Особенностью ЦО является разветвленная система
дополнительного образования. В этом учебном году в ЦО функционирует более 50
кружков, секций, творческих коллективов по различным
направлениям.
Как же мы используем их возможности в развитии профильного
образования?
Всем хорошо известно, что количество часов на организацию
спецкурсов, элективных курсов, индивидуальных консультаций (часов ШК) жестко
ограничено нормативами учебного плана. Более того, значительную часть часов ШК
мы используем на деление на подгруппы. Если класс имеет статус гимназического
или лицейского, такое деление является нормативным, в других профильных классах
оно разрешено, но отдельно не финансируется. Дефицит часов школьного компонента
мы компенсируем кружковыми часами в системе ДО. На первый взгляд, использование
кружковых часов ДО для расширения предметных областей учебного плана - путь
достаточно традиционный и технологически несложный. Но надо учитывать, что
кружки ДО не могут быть собственно предметными кружками, непосредственным
продолжением учебных предметов. Программно-методическая деятельность педагогов
ДО ориентирована на создание программ, где главной составляющей является творческое
развитие учащихся с максимальным учетом индивидуальных склонностей и
возможностей каждого.
На нескольких примерах покажем из чего складывается
профиль.
Физико-математический
профиль.
Углубленные
курсы: математика, физика
Профильные
курсы: информатика
Спецкурсы: Решение задач по математике; Решение задач по физике;
Лабораторный практикум по физике.
Проектная
деятельность: Элементарная геометрия;
Компьютерный фотодизайн; Создание личных сайтов: Моделирование процессов
(технология работы в основных программных средах); Поэтажный план школы в
программе AvtoCad.
Кружки
в системе ДО: Делопроизводство на
компьютере; Программирование на языке С ++.
Кроме того, в структуре ЦО есть такое звено, как Начальное
профессиональная подготовка по специальности «Оператор ЭВМ». Это дополнительная
возможность в овладении профессиональными навыками в области информационных
технологий.
Подобным образом выстраивается взаимодействие основного и
ДО и в других профилях.
Гуманитарные
классы.
Углубленные
курсы: литература.
Профильные
курсы: русский язык, речь, история, иностранные языки
Спецкурсы
и элективные курсы: Лингво-стилистический
анализ текста; Романтизм в русской и зарубежной литературе ХIХ века; Тестовая подготовка в ВУЗ по русскому языку;
Сочинения разных жанров; История в лицах и документах; Психология.
Проектная
деятельность: Фольклорный театр –
обрядовая культура Руси; От Гамлета – к Чичикову (современное прочтение
классики); Садовое кольцо: загадки, тайны, открытия; Средневековый город и его
обитатели; Письмо зарубежному другу.
Кружки
в системе ДО: Театр «Мельпомена»;
Сценическое движение; Художественное слово.
Социально-экономический
профиль (туристическое направление).
Профильные
курсы: английский язык, история
Отечества, экономика, экология.
Спецкурсы (модульные): психология, этика деловых отношений,
экскурсоведение, рекреационные ресурсы, экскурсионный туризм и др.
Проектная
деятельность: Толковый словарь
английского языка для школьников. История Москвы в гражданской войне. История
дворянской усадьбы.
Кружки
в системе ДО: музейная практика:
использование возможностей школьного музея ДПИ для подготовки курсовых работ по
экскурсоведению, этнографическая деятельность в Академии русской культуры.
Приведем примеры обратных взаимосвязей, когда появление
профиля в образовательной структуре школы было подготовлено системой ДО.
В течение нескольких последних лет учащиеся нашей школы
участвовали в движении «Командор-КВЕСТ». Это программа Правительства Москвы.
Ячейка «Командора» появилась год назад в блоке ДО нашей школы. Огромная
заинтересованность учащихся и их реальные успехи в этом движении подсказали нам
идею создания профильного класса «Юный спасатель». Этот класс
военно-спортивного профиля. В учебном плане класса профильными являются такие
дисциплины, как математика, русский язык, обществознание, на углубленном уровне
(нормативы разработаны такими высшими учебными заведениями, как Академия
гражданской защиты (МЧС) и Академия экономической безопасности) преподается
физкультура. Роль элективных курсов спортивной направленности выполняют секции
ДО: самбо, каратэ, ОФП (занятия на тренажерах), баскетбол. Многие учащиеся
класса продолжают осваивать спасательные мероприятия в ячейке «Командора». Этот
класс не столько профессионально ориентированный, сколько
практико-ориентированный. Поэтому особую роль здесь играют внеклассные
мероприятия, которые имеют колоссальный воспитательный заряд, где дети
проявляют себя не только как ученики одного класса, но и как сплоченная
команда. Второй год подряд учащиеся этого класса принимают участие в
телевизионных проектах «Идущие вперед!», «Будь готов!», во Всероссийской акции
«Мир без наркотиков», «Антитеррор» в инструктивном лагере «Звездочка».
Именно система ДО помогает сделать жизнеспособной идею непрерывности и преемственности образования.
В этой связи еще один результативный пример интеграции основного и
дополнительного образования в ЦО - это преподавание шахмат. В учебном плане
начальной школы шахматы являются нетрадиционным предметом. В специализированных
кабинетах под руководством опытных шахматистов первоклассники один раз в неделю
обучаются искусству шахматной игры. В учебных планах 2, 3, 4-х классов этот предмет отсутствует, а наиболее способные или просто
увлеченные шахматами дети посещают кружок
в системе ДО. В 5 классе шахматы вновь появляются в учебном плане как дополнительный компонент гимназического
образования («Логика на основе шахмат»). А в следующих классах разновозрастной
коллектив учащихся-шахматистов продолжает совершенствовать свое мастерство в кружке.
Критерий эффективности – результат: 12 лет подряд чемпионы Москвы!
Важным для нас в работе блока ДО является абсолютная свобода выбора и доступность, отсутствие каких бы то ни было конкурсных испытаний, что не всегда возможно в основной школе. Кроме того, ДО обеспечивает каждому ребенку "ситуацию успеха", необходимую для его полноценного развития. Для нас важен не сам факт существования блока ДО, важна результативность этой деятельности и то, в какой мере она содействует образовательному процессу в целом.
С этой точки зрения Центры образования, имеющие исключительные возможности интеграции общего, дополнительного, начального профессионального образования, являются оптимальной моделью многопрофильного образовательного учреждения, способного удовлетворить познавательные интересы любого ребенка.