ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ ГОУ СОШ № 470 ИМЕНИ НАДЕЖДЫ РУШЕВОЙ
Г. МОСКВЫ
Н.Г. Колесникова, Т.С.Чугунова
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 470 имени Н. Рушевой
Южного административного округа города Москвы
В 2001 году Правительство РФ в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г» поставило задачу организации профильного обучения в старшей школе с целью «отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Справедливости ради следует отметить, что немало московских общеобразовательных школ еще до утверждения «Концепции…» имели определенный опыт профильной подготовки учащихся. Так, часть средних школ дифференцировало обучение на основе взаимодействия с вузами. Эта взаимосвязь была и остается весьма привлекательной для обеих сторон: вуз «растит своего абитуриента», школа решает кадровый вопрос за счет привлечения профессорско-преподавательского состава, расширяет свою материально-техническую базу, в конце концов, повышает свой образовательный рейтинг, получая статус школы, спрофилированной на вуз, или школы-вуза, или школы с лицейскими классами. Нельзя не отметить, что такая связь приветствовалась как учащимися, так и их родителями, поскольку обеспечивала подготовку старшеклассников к поступлению в институт. Причем выпускников привлекала возможность сдачи совмещенных экзаменов школа-вуз.
Профилизация старших классов в нашей школе была обусловлена тем, что целью для подавляющего большинства школьников и их родителей являлась подготовка к поступлению в высшие учебные заведения. Кроме того, следует отметить, что в школе была создана достаточная материально-техническая база, подобран сильный кадровый состав. В течение более десяти лет мы имели опыт сотрудничества с такими вузами, как МГТУ им. Баумана, МИФИ, ГУГН, МАИ. Наиболее продолжительной и плодотворной оказалась связь с Московским государственным университетом инженерной экологии (МГУИЭ). Вот на таких «институтских» классах мы апробировали профильное обучение. После анализа результатов анкетирования родителей и учащихся мы сделали вывод, что наиболее востребованы физико-математический и социально-исторический профиль.
Для реализации физико-математического направления в учебном плане 10-11 классов увеличено количество часов на изучение алгебры и начал анализа, физики, информатики и информационных технологий, введен практикум по алгебре с делением на подгруппы. Дальнейшая специализация учащихся в рамках физико-математического профиля проводится на основе следующих спецкурсов: «Решение задач повышенной сложности по геометрии», «Практикум по алгебре», «Решение нестандартных задач по физике». В то же время такие элективные курсы, как «Мы и сочинение», «Химия для абитуриента», «Экология» способствуют расширению базовых учебных предметов, дают возможность получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету, помогают удовлетворить познавательные интересы в различных областях деятельности человека. Для разгрузки базовой части учебного плана, и ликвидации одночасовых курсов введены интегрированные курсы: литература и МХК, биология и экология, история и москвоведение.
В 2003 году, учитывая социальный заказ учеников и их родителей, сформирован профильный социально-исторический класс. Этот класс не был нацелен на определенный вуз, т.к. в ходе опроса выяснилось, что школьники планируют продолжить обучение в различных учебных заведениях, однако главными предметами ученики этого класса все же называли историю, обществознание и право.
Для реализации социально-исторического профиля в учебном плане увеличено количество часов на изучение обществознания, истории, иностранного языка, введены спецкурсы: «Правоведение», «Современный мир», «Российская цивилизация», «Основы политологии». Кроме того, учащиеся гуманитарного направления для удовлетворения познавательных интересов могут выбрать элективные курсы: «Математика для гуманитариев», «Мы и сочинение», «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ», «Глобальная география», «Коммерческая география».
Интересным, на наш взгляд, стал опыт формирования старших классов с универсальным профилем обучения. С одной стороны сохраняется сформировавшийся за предыдущие годы учебы классный коллектив, а с другой, каждый ученик за счет большого спектра спецкурсов получает возможность формировать собственный учебный план в соответствии с индивидуальными запросами. Двум десятым «универсальным» классам, были предложены общих 11 элективных курсов, среди которых каждый мог выбрать себе не менее трех. При этом образовались смешанные группы. В результате базисное образование ученики получают вместе, а во второй половине дня у школьников есть возможность осуществить профильную подготовку уже в составе переменных групп.
Таким образом, в режиме эксперимента с 2001 по 2005 год на старшей ступени обучения были апробированы физико-математический, социально-исторический и универсальный профили, программно-методическое обеспечение профильных, непрофильных, элективных курсов, технология формирования профильных классов.
В следующем учебном году, исходя из запросов будущих десятиклассников и их родителей, планируется сформировать один физико-математический класс и один многопрофильный класс, состоящий из профильных групп. В перспективе для реализации профильного обучения в школе рассматривается вопрос использования индивидуальных учебных планов, наиболее полно учитывающих образовательные потребности и личные предпочтения школьников.
|