Применение технологии «библиотечный день» в организации процесса обучения школьников*.

 

«Для эффективного обучения человечество не придумало ничего лучше классно-урочной системы Яна Амоса Коменского!» - воскликнет учитель и окажется абсолютно прав. Но все дело в том, что на сегодняшний день, по статистике, ученику нужно 38 часов в сутки, чтобы справиться с информацией, получаемой в школе, это при условии перегруженности содержания, преобладании в содержании фактологии, отсутствии в содержании концепции единой картины мира. Основываясь на основополагающих моментах концепции модернизации общего и среднего образования, таких как: личностная ориентация содержания образования; обеспечение практической ориентации общего среднего образования; усиление в содержании образования деятельностного компонента; гуманизация и гуманитаризация, культуросообразность; фундаментальность, усиление методологической составляющей содержания образования; переход от школы «информации» к школе «способов работы с информацией» возникает вопрос о пересмотре идеи классно-урочной системы, о ее роли и роли учителя в процессе образования.

 

Традиционная роль учителя, как единственного источника информации, все увереннее уходит в прошлое. Расширение возможностей информационных технологий в образовательной системе изменило взгляд на образ учителя и в школе и придало новые смыслы аудиторным занятиям. Теперь задача учителя – стать компасом в море информации, научить ей пользоваться, выбирать главное, оценивать. Означает ли это, что роль учителя в образовательном процессе уходит на второй план? Вовсе нет. На этом пути еще более возрастает ответственность учителя, требования к собственному профессионализму – современному учителю необходимо самому являться интересной и сильной личностью, обладающей не только огромным багажом знаний, но и хорошо ориентирующейся в современном потоке информации,  чтобы не возникла иллюзия возможности замены человеческого общения машиной, чтобы именно через призму личностного общения между учителем и учеником, осмыслялась и находила применение полученная из многочисленных источников информация.

 

Все дети разные: одни - более успешны  в освоении предметных областей (высокая степень владения знаниями), у других - успешность в овладении знаниями небольшая, но они имеют высокую социальную компетентность, которая проявляется в отношениях со сверстниками, учителями, другими взрослыми. В жизни такие дети не менее успешны, чем дети, имеющие большой набор знаний в предметных областях (личностно-ориентированное обучение и системный подход). Следуя концепции эксперимента, где в рамках совершенствования содержания, предлагается переход от школы «информации» к школе «способов работы с информацией», работа учителя должна быть направлена на развитие самосознания учащихся, создание условий для их эффективного самоопределения, дальнейшей успешной социализации. Основной вектор взросления подростка – становление самостоятельности. Самостоятельность здесь понимается как ответственное инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи собственными силами. Традиционная классно–урочная система, для которой основной парадигмой является передача информации и последующая проверка того, что сохранилось в голове у школьника (т.е. отсутствие в рамках традиционных образовательных технологий методики формирования навыков автодидактики), не может быть эффективной в предложенных условиях, необходима кардинальная смена технологий всего процесса обучения. Основная форма педагогической работы с вектором взросления подростка  – переложить часть образовательного процесса на исследование и исследовательский подход, - ввести в учебный процесс «библиотечный день».

 

Технология «библиотечный день» направлена на развитие навыков автодидактики учащихся, призвана научить распределять время и силы на освоение того или иного материала, ставить перед собой учебные цели и видеть задачи; находить и грамотно использовать учебную информацию.

Такая технология применима к предметам гуманитарной направленности, не только там, где требуется изучение большого количества литературы, но особенно там, где нужно время на то, чтобы подросток осмыслил прочитанное, эмоционально и духовно сопережил прочитанное или увиденное, что не укладывается во временные рамки урока. 

В нашей школе мы апробировали эту технологию в гуманитарных классах – с углубленным изучением литературы - на предметах биология, география (8-9 классы, целью было, в основном, развитие общеучебных навыков, таких как умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать) и предметах литература, история и обществознание, МХК в 8-11 классах.

 

Принципы и подходы.

v     Организация.

Из недельной аудиторной нагрузки по предметам из классно-урочного расписания убирается 1 (2) часа, которые аккумулируются в течение года. Например, при изучении литературы 5 часов в неделю, в классно-урочном расписании стоят только 4 часа, а 32 (36) часов (32-36 учебных недель в течение года по 1 часу) распределяются на библиотечные дни – например, по 4-6 часов 8 раз в год. Количество часов в каждый библиотечный день зависит от определяемой учителем темы, но их должно быть не более 8 в один день, при условии организации экскурсии или работы в музее. Других аудиторных занятий у учащихся в этот день быть не должно. Расписание занятий в библиотечный день оформляется отдельным расписанием, или приложением к расписанию аудиторных занятий.

 

месяц

неделя

предмет

К-во часов

Тема

Форма отчета

число

сентябрь

1

01-04

 

 

 

 

2

06-11

литература

4

 

 

3

13-18

МХК

4

 

 

4

20-25

история

6

 

 

5

27-02

МХК

5

 

 

 

v     Содержание.

Здесь основная нагрузка ложится на учителя. Учителя анализируют содержание по своему предмету, выделяют основные дидактические единицы, планируют изучение нового материала для самостоятельного изучения, определяют временные параметры выполнения задания, составляют задания для детей.

Ø      Планирование изучения нового материала.

На этом этапе учитель должен отобрать тот теоретический и практический материал курса, который будет способствовать поэтапной подготовке школьников к самостоятельной работе. В него включаются следующие элементы:

v     изучение научной терминологии, позволяющей формировать коммуникативные компетенции в данной предметной области;

v     обучение технологиям работы с материалом (текстовым, картографическим, схематическим, художественным), способствующее формированию навыков а) получения информации из предлагаемого материала б) представления данных в виде тезисов, графического материала, таблиц, удобных для экспресс-анализа; в) создания собственного аналогичного материала;

v     формирование общеучебных умений и навыков: анализ, сравнение, обобщение и пр.

 

Ø      Подготовка учителем материалов для самостоятельной работы учащихся.

v     Подборка статистического, учебного, картографического и других информационных материалов.

v     Создание методических рекомендаций (цели и задачи самостоятельной работы, ее поэтапность, конечные и промежуточные результаты работы, планы характеристик и пр.)

 

Необходимо соблюдать принцип доступности информации - ее источником может служить школьный учебник, справочники и пособия, имеющиеся в школьной библиотеке,  карты, атласы, репродукции. Кроме того,  она может существовать в виде раздаточного материала (распечаток), в электронном виде (при наличии в школе медиатеки), адресов в Internet (если школа подключена к сети). Уровень сложности, формулировка и виды заданий исходят из конкретных обучающих, образовательных и воспитательных и целей, которые ставит учитель. При составлении задания учитывается примерное время его выполнения учащимися (исходя из возможностей «среднего» ученика). Общее время выполнения задания на один библиотечный день не должно превышать 8 академических часов. Основными дидактическими единицами являются темы или фрагменты тем, определяемые учителем в соответствии с образовательной задачей. Как правило, это ключевые или системообразующие проблемы. Желательно, чтобы задания носили исследовательский или творческий характер, требовали самостоятельного поиска информации, учитывали использование общеучебных умений и навыков, полученных на уроках – сравнение, сопоставление, анализ, синтез и т.д., при чем при составлении заданий необходимо учитывать поэтапность  отработки общеучебных умений и навыков. Список литературы, которая может быть использована для выполнения задания носит рекомендательный, а не обязательный характер, т. е. учащиеся имеют возможность отбирать материал самостоятельно, пользуясь любыми доступными им источниками. В 11 классе, когда учащиеся хорошо знакомы с системой работы, можно совсем не давать список литературы (кроме тех случаев, когда при работе необходимо обратить внимание на какую-либо определённую книгу или статью).

 

v     Формы работы учащихся.

В зависимости от целей и задач, поставленных учителем к выполнению того или иного задания, различаются способы и формы выполнения заданий учащимися. Задания могут быть индивидуальными - разноуровневые задания, групповыми - каждая группа выполняет свое задание по данному вопросу или теме, общеклассными – самостоятельная исследовательская деятельность школьников (каждый учащийся исследует одну проблему, определенную учителем). На группы учащиеся могут делиться по своему желанию, или группы может составлять учитель.

Роль учителя в библиотечный день - оказание помощи школьникам в организации самого процесса самостоятельной работы, распределении обязанностей между членами группы, создании деловой творческой атмосферы. Учитель выступает и как консультант по спорным или трудным вопросам. Кроме того, это позволяет учителю оценить вклад каждого школьника в конечный результат их совместного труда при организации работы в группах. В 10-11 профильных классах совершенно необязательно присутствие учителя в библиотечный день – учащиеся могут пользоваться районной, областной или городской библиотекой, музеями – важно научить учащегося отбирать и пользоваться доступными источниками информации.

Учителю здесь важно знать индивидуальные особенности учащихся, чтобы добиться поставленной цели – развить навыки самостоятельного образования исходя из стартовых умений каждого конкретного учащегося: степени их самостоятельности, ответственности и подготовленности – одним учитель необходим, другие могут организовать свою работу самостоятельно и, совсем необязательно, в этот конкретный день. Так как учащиеся имеют на руках расписание библиотечных дней на весь учебный год, то они в состоянии сами определить те сроки и то время, в которое они будут изучать темы, договориться о работе в группах, распределить внутри группы задания и т.д., учитель должен указать сроки и формы отчетов.

На первых этапах обучения учащихся самостоятельной работе, возникали сложности со своевременной сдачей материала и объемом письменных отчетов. Пришлось ужесточить требования – ввести ограничения на объем предоставляемого материала (максимум), сроки отчетности. Ограничение в объеме заставляет ребят внимательнее подходить к отбору материала и практически исключает возможность бездумного переписывания из книги или «перекачивания» из интернета, а ужесточение по срокам  помогло дисциплинировать ребят и заставило правильнее распределять свое время. Кроме того, детям, во-первых, понравилось самим являться ведущими на уроке, во-вторых, пришло понимание того, что восполнить пробелы «неработы» в библиотечный день невозможно.

 

v     Обратная связь.

Группы обмениваются результатами работы на уроке или семинарском занятии, затем полученные данные анализируются, сравниваются и обобщаются – производится корректировка полученных результатов, делаются выводы. Таким образом, каждый учащийся получает представление по всему блоку рассматриваемых вопросов, хотя сам подробно разбирает только один из них, кроме того, учащиеся обучают друг друга. В этой работе принимают участие все ученики класса, что способствует формированию, как целостной картины, так и пониманию особенностей и их причин. Результаты обобщения материалов оформляются всеми учащимися на уроке в виде дополнений к конспекту, таблицы, картосхемы и т.п. По итогам самостоятельной работы в библиотечный день может быть также устроена дискуссия. Проверка может осуществляться: письменными отчетами, индивидуальными собеседованиями, семинарами, ролевыми играми, использованием самостоятельно изученного материала на последующих уроках по данному предмету и на других предметах. Проверка знаний, умений и навыков осуществляется систематически после обобщения. Это позволяет осуществлять обратную связь, выявлять те элементы обучения, которые были плохо усвоены учащимися как при работе в группе, так и индивидуально, а также тех учащихся, которые недостаточно активны при работе в группе. Традиционное домашнее задание при подобной организации работы не предусматривается, но необходимость в нем может периодически возникать.

Непременным условием при проверке работы в библиотечный день является предъявление комплексных требований к устным и письменным ответам учащихся. Если результатом работы в библиотечный день является любой вид письменной работы (эссе, план, таблица, тезисы, реферат, исследование), то она сдается в печатном виде и должна быть оформлена согласно требованиям к оформлению каждого конкретного вида работы с обязательным указанием в работе справочного аппарата (список литературы, сноски). Здесь учитываются и навыки, полученные на уроках информационных технологий по работе с «Exel» и в текстовом редакторе. Во время проведений дискуссий, защиты рефератов, устных докладов, презентаций обязательно учитываются правильность речи, логика построения высказываний, аргументированность и т.д.

 

Ограничения и риски

При организации в школе библиотечного дня, несомненно, возникают проблемы и сложности. Проблема первая – составление расписания библиотечных дней. Оптимальным для процесса обучения будет проведение двух уроков подряд в течение одного дня, а библиотечный день будет в расписании следующим. Желательно, чтобы была возможность организации последующего аудиторного занятия по группам.   Необходимо постоянно следовать графику библиотечных дней, который составляется перед началом учебного года и согласовывается со всеми учителями, работающими по этой системе. Учителя распределяют часы в зависимости от представлений  об «идеально точном» прохождении программы, и любой сбой в сроках (например, из-за болезни учителя или любых других объективных или субъективных причин) приводит к необходимости внесения изменений в заранее продуманную систему заданий, т. к. изменение сроков практически невозможно.

Проблема вторая – увеличение нагрузки, ложащейся на учителя - подготовка проведения библиотечного дня требует больших затрат временных и трудовых ресурсов; не все учителя соглашаются работать по этой системе, т. к. она трудна и требует готовности к изменениям форм и методов преподавания, а так же умения идти на компромисс.

Эти две проблемы можно решить, если курс будет вести не один, а два учителя. Для этого класс следует разбить на 2 группы, а распределение обязанностей среди учителей возложить на них самих. При этом единственным непременным условием должна быть совместная работа двух педагогов в период проведения самостоятельной работы.

Проблема третья - болезнь ученика. На этот случай, в практику преподавания необходимо ввести индивидуальные дополнительные занятия с учащимися, которые могут посещать как те, кто пропустил занятия, так и те школьники, у которых возникли проблемы с усвоением изучаемого материала.

Проблема четвертая – организация образовательного пространства. При работе с печатными источниками это может быть библиотека. Учитель должен знать, какими ресурсами обладает школьная или районная библиотека. Наличие Интернет-ресурсов может, с одной стороны, значительно упростить работу, с другой – усложнить. Педагогу также необходимо хорошо ориентироваться в пространстве сети. При организации работы с художественными произведениями преподаватель должен исходить не только из имеющихся в арсенале библиотек и Интернета репродукций, но и для обеспечения практической направленности, планировать свою работу исходя из художественных возможностей музеев, архитектуры города. Если такая технология используется в классах естественной направленности, то организовать работу целесообразно в музеях и лабораториях. При отсутствии лабораторий в школе это могут быть вузы и НИИ.

 

Технология библиотечный день не является революционным шагом, но позволяет и учителю и учащемуся по-другому посмотреть на процесс обучения, на смыслы аудиторных занятий, на содержание своего предмета, заставляет, прежде всего задать себе вопрос «А зачем мне и моим ученикам это надо?». Соответственно, заставляет изменить  формы проведения занятий, изменить  роль учителя на уроке – координация процесса обучения, направление траекторий обучения, корректировка полученных знаний.

Конечно, такой подход к образованию не может распространяться на все предметные области школьного курса. Есть сферы деятельности, в которых нужна подготовка в системе "делай как я". И все же трудно не согласиться с мнением, что рефлексировать можно только собственный опыт, а не чужой.

Применение этой технологии позволяет ребенку приобрести независимость (автономность) в адаптации к социальному миру, эффективно управлять своей деятельностью и своими эмоциями, приспосабливаясь к окружающему миру. Работа оказывается продуктивнее, так как ребята внимательнее и вдумчивее читают текст и рассматривают репродукции картин (отсутствие жестких временных границ этому очень способствует). Самостоятельные выводы, пусть не всегда совпадающие с традиционными трактовками, оказываются намного ценнее, чем правильные, но подсказанные или даже навязанные учителем. Дальнейшая беседа с ребятами по анализу проведенной работы уже основывается на фундаменте их собственного познания. Таким образом, учитель может установить равноправный диалог с учениками, когда позиции обеих сторон являются обдуманными и аргументированными. Приобретение навыка самостоятельного поиска информации ведёт к расширению кругозора и позволяет лучше подготовиться к дальнейшей учёбе в институте, при которой такой навык просто необходим. «Застревание» ребенка в однотипных формах деятельности получения и презентации собственных знаний в традиционной классно-урочной системе ухудшает процессы адаптации развивающейся личности, то мы должны дать ребенку возможность самому организовывать собственный процесс обучения согласно индивидуальной траектории развития.



* В статье использованы материалы учителей Центра Пархоменко Е.Ю., Левиной Н.А., Шубенковой Н.М.

Используются технологии uCoz