Платова Елена
Викторовна
Зам. директора по УВР
ГОУ ЦО №548 «Царицыно»
Организация
предпрофильного обучения
В ГОУ ЦО №548 «Царицыно»
Введение
Если взять за основу определение профильного обучения и профильной школы в целом («Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» Из «Концепции профильного обучения».) то обобщенное понимание самой профильности возможно как актуализация личных способностей в определенных сферах деятельности.
Для осуществления т.н. «предпрофильной» подготовки в 9 классе необходимо не просто дать попробовать учащемуся свои силы в той или иной предметной области. В конечном счете важно не то в каком предмете он успешнее или не успешнее, необходимо выявить его прикладную направленность вывести его на проектное ощущение осуществимости, т.е необходимо дать возможность именно в 9 классе попробовать практику предметных областей. При этом необходимо учитывать, что основным объектом педагогической работы должны стать интересы, склонности и способности учащихся, а результатом (целью) – фиксация интереса в отношении продолжения образования (выбор профиля) и предварительного профессионального интереса (определение условного сегмента рынка труда на котором предполагается себя реализовать). При этом необходимо помнить, что практика образования показывает - способности проявляются, когда учебный процесс интенсивен и индивидуален.
Внешние условия, влияющие на выполнение поставленных целей, будут определяться двумя основными факторами. С одной стороны - некоторой общественной установкой, что школа должна перейти от традиции формирования исключительно знаниевого запаса и реализации абстрактных воспитательных задач к традициям формирования поведенческих моделей, основанных на новых социальных и политических ценностях. С другой стороны - осознанием субъектами образовательного процесса (учащимся, учителем, родителем, администрацией и т.д.) значимости персонального подхода, вызванного отличиями индивидуального психосоматического статуса ребенка, различий в системах восприятия, темпах учебной и иной деятельности, несовпадении паспортного возраста и биологического. Кроме этого предпрофильная подготовка не должна осуществляться в селективных целях, а должна служить для определения индивидуальной образовательной, а впоследствии и профессиональной стратегии учащегося.
Не для кого уже не секрет, что успешность любой учебной деятельности - темп овладения учебным материалом, прочность осмысленность знаний, уровень развития учащегося зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого учащегося.
Работа по различным моделям предпрофильной подготовке ведется в Центре образования еще с1992 года. С 2002 года началась подготовка к внедрению модели старшей профильной школы в соответствии с «Концепцией профильного обучения». В рамках этой работы были сформулированы цели предпрофильной подготовки -
«Создание и апробация новой модели организации учебного процесса, позволяющей учащимся 9-х классов самостоятельно вырабатывать и осуществлять индивидуальную образовательную программу в соответствии со своими жизненными целями».
Этапы внедрения
Основными задачами предпрофильной подготовки были определены:
1. Сформировать у учащихся девятых классов готовность к принятию решения о выборе индивидуального учебного плана в старшей профильной школе.
2. Организовать деятельность по оказанию психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в старшей школе.
3. Сформировать общеобразовательные навыки, необходимые для дальнейшего обучения.
В соответствии с целями и задачами весной-осенью 2002 года были определены этапы и ресурсы, необходимые для внедрения программы.
Этапы:
v Пропедевтический – март–май 2003 года.
v Подготовительный – октябрь 2003 года - май 2004 года.
v Внедрение – август 2004 года - июнь 2005 года.
Средства:
v Организация обучения по индивидуальным учебным планам с выбором двух предметов для углубленного изучения.
v Осуществление психолого-педагогической программы «Я и мой профессиональный выбор».
v Введение механизма «портфолио».
На подготовительном этапе организации предпрофильного обучения были определены три ключевых фрагмента подготовки:
1. Виды деятельности по принятию решения о модели обучения в 9-х
классах (сентябрь–ноябрь2003).
На этом этапе проходило ознакомление с материалами по профильному обучению, с опытом школ, работающих в экспериментальном режиме. Были организованы мозговые штурмы и организационно - деятельностные игры по построению модели обучения с ведущими учителями центра и педагогами, которые готовились к работе в предпрофильных классах. Был проведен ряд семинаров и совещаний со специалистами. Кроме этого группой экспертов были проведены:
v анализ педагогического потенциала школы,
v ревизия УМК по базовой и углубленной программам обучения.
2. Виды деятельности по организации набора в 9-е классы
(ноябрь–март2004).
В рамках этого этапа были проведены многочисленные информационные
встречи с восьмиклассниками, на которых учащимся была предоставлена необходимая
информация об условиях обучения в профильных классах. Были проведены
тематические родительские собрания, на которых родители учащихся могли задать
интересующие их вопросы по проблемам будущего обучения. С учащимися восьмых
классов было проведено первичное анкетирование в котором определялся ожидаемый
выбор профиля. Согласно графику были проведены собеседования с учащимися в
соответствии с выбранным профилем обучения
Параллельно с учителями шла методическая работа по подготовке работы предпрофильной параллели. В рамках конкурса прошел отбор программ по элективным курсам, которые педагоги защищали на совете своих кафедр (методических обьединений). Были разработаны и утверждены контроль-измерительные материалы для проведения вступительной компании. Фактически шел процесс формирование «команды» педагогов, которые будут работать в «предпрофильной» параллели.
3. Подготовка к режиму функционирования (апрель – июнь 2004года)
Осенью – летом 2004 года проводились работа по завершению организационных мероприятий. Прошло утверждение учебного плана, была завершена окончательная расстановка кадров, был составлен проект расписания. В конце 2004 у.г в будущих предпрофильных классах были проведены родительские собрания. Учителя, которые выбрали ведение элективных курсов в предпрофильных классах, перед уходом в отпуск сдали всю информацию о курсах завучу.
В ходе внедрения предпрофильного обучения в период августа 2004 года - по июнь 2005 года существенными направлениями деятельности были определены:
1. Организация работы с учителями.
2. Организация работы с учениками.
3. Организация работы с родителями.
4. Контроль, анализ, регулирование.
5. Информационное обеспечение.
Риски
Серьезные ограничения в составлении учебных планов для предпрофильного обучения несет в себе сам принцип тарификации, в которой за основу взят класс. Можно столкнуться с вариантом, когда только один школьник хочет обучаться по какому-то из профилей. Естественно, в жестких рамках действующих нормативов администрация школы сталкивалась с серьезными организационными проблемами.
Еще одна проблема, связанная с учебным планом – перенасыщенность инвариантной части и недостаточность вариативной. Необходимо уменьшить долю базисной части учебного плана и увеличить вариативную часть. Это позволит представить каждый учебный предмет как на базовом, так и на профильном уровне, что позволит учащимся выбирать образовательную траекторию согласно своим интересам.
Серьезным ограничением является определение часов на образовательную область по ступеням. Многие образовательные области переходят из 9 класса в старшую школу, а часы образовательных областей разделены на основную и старшую школы, что соответственно снижает мобильность перераспределения часов.
Переход из профиля в профиль затруднен тем, что одно и то же учебное содержание изучается в разном объеме и с разной скоростью. Это приводит к нарушению синхронности прохождения программ, и учащийся может просто-напросто не «влиться» в другой профиль. Кроме того, переход в другой детский коллектив влечет за собой определенную психологическую нагрузку на ребенка. Поэтому в Центре все стремятся к тому, чтобы осознанный выбор профиля завершился к концу 9 класса.
Одной из проблем, которая возникает при предпрофильном обучении, является повышение учебной нагрузки. Педагогическим средством преодоления этой проблемы в нашей школе является использование новейших технологий и введение интегрированных курсов (история и москвоведение, физкультура и ОБЖ, биология и экология и т. д.).
Таким образом, анализ рисков можно описать следующим образом:
Невозможность деления на группы и открытия групп малой наполняемости может привести к тому, что школа не в состоянии будет предоставить достаточный перечень профилей. Нет нормативной базы, разрешающей выбирать предметы изучения на базовом уровне и на профильном. Не определено соотношение объемов содержания базисного и профильного компонентов. Отсутствие учебно-методического комплекта профильного обучения, стихийность формирования УМК приводит к десинхронизации учебных курсов, нарушению баланса «базис – профиль», нарушению преемственности между ступенями обучения. Это во многом связано с отсутствием программ для профилирующих предметов и общеобразовательных для непрофилирующих. В этих условиях ключевое значение играет квалификационный запас и зона ближайшего развития педагога, который должен создавать практически новые программы, при этом работая не только над компиляцией или структурированием содержания предмета, но и над дидактикой и методикой преподавания.
В Центре «Царицыно» такие работы проводятся обычно в рамках ВНИКов, деньги на которые выделяются из внебюджетных средств, поскольку в действующих нормативах не предусмотрена оплата за разработку индивидуальных образовательных программ.
Остается не закрытой дискуссия о методики диагностики учащихся основной школы для распределения в профильные классы с учетом их индивидуальных способностей и интересов при выборе образовательной траектории связана с проблемой критериев отбора учеников в профильные классы. Кроме этого существует риск уйти уже в предпрофильном обучении на сглаживание разрыва между школой и ВУЗом, поскольку нельзя забывать о других возможностях профессионального роста. Возрастает риск неуспешного освоения предметов не профильного изучения.
Сложности организационного характера в организации межклассных групп для предпрофильной и профильной подготовки были преодолены только с введением средств компьютерной верстки расписания.