Моделирование образовательного процесса на средней и старшей ступенях
обучения в ходе реализации концепции профильного обучения. Из опыта в ГЭП «Модель центра непрерывного профильного
образования»
Жданов В.Н. директор ГОУ СОШ № 872
Павельева Л.Ф., зам. директора по УВР
Школа № 872 открыта 16 апреля 1971 года. В настоящее время в ней обучается 591 учащийся. Школа имеет хороший кадровый потенциал. Среди 55 педагогов 1- доктор физико-математических наук, 4 - кандидата (педагогических, физико-математических, экономических, филологических) наук. 21,8% учителей (12 чел.) имеют высшую квалификационную категорию, 18,2% (10 чел.) - первую квалификационную категорию, 40% (22 чел.) - вторую квалификационную категорию. Педагогический коллектив школы всегда отличался стремлением к новаторству. Многие передовые педагогические идеи проходили апробацию у нас в школе. С 1998 года школа принимает участие в опытно - экспериментальной работе.1998 - 2001 годы: ГЭП " Разработка системы модулей по выбору для обеспечения индивидуализации и дифференциации образования". С 2001 года - Федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования. С 2002 -2003 учебного года школа входит в состав городской экспериментальной площадки "Модель центра непрерывного профильного образования" (научные руководители: доктор философских наук Н.П. Пищулин, доктор психологических наук Ю.В. Громыко). 2004 год ГЭП «Научно – методические основы преподавания курса права в основной школе. 28 учителей (50,9%) являются участниками опытно-экспериментальной деятельности (высшая квалификационная категория - 10 (35,7%), первая квалификационная категория - 5 (17,9%), вторая квалификационная категория - 8 (28,6%)).
Становление и развитие профильных классов у нас началось в 1991 году, вместе с подписанием договора о совместной работе с МГИУ (тогда еще МАСИ) и текстильной академией, велись переговоры и с МИФИ. Наши партнерские отношения с МГИУ оказались наиболее крепкими, жизнеспособными. Почему именно этот ВУЗ и почему только один? Глубина сотрудничества и заинтересованность МГИУ в хорошо подготовленных абитуриентах оказалась несопоставимой с возможностями других ВУЗов, наши школьные требования к совместной работе неприемлимы для них. Школа в течение ряда лет работала по различным вариантам учебного плана, предполагавшим определенное профилирование, имеет достаточный морально-психологический, педагогический опыт, в школе осознана необходимость профильного обучения, так как в последнее время усложнилось содержание учебных предметов и требуется с одной стороны сокращение объема предполагаемой информации, с другой стороны - ее точный отбор, соответствующий современным научным требованиям. Мы апробировали различную компоновку профильных предметов, не забывая, что в условиях нашей школы важна универсальность профиля.
Первые 2 – 3 года мы проводили расширенную подготовку по математике и физике, ввели в учебный план старшей школы русский язык. Этого было достаточно для поступления на автомобильный факультет. Потом МГИУ (тогда еще МАСИ) выдвинул требование: "Повысить уровень обученности учащихся по информатике, ввести в учебный план преподавание черчения". Выполнение этих требований повысило конкурентноспособность наших выпускников и на других факультетах. Современные экономические тенденции потребовали более высокого уровня экономических энаний учащихся, что соответствовало и запросам родителей. Был разработан новый профиль: информационно-технический с элементами социально-экономического, универсальный, рассчитанный на 3 факультета (автомобильный, гуманитарный, прикладной математики).
Залогом высокой эффективности учебного процесса и профориентационной направленности, на наш взгляд, является четкое изучение социального заказа жителей микрорайона, большую часть которого составляют специалисты с высшим (31%) и средним специальным (40%) образованием.
Проводя анкетирование среди родителей, мы выяснили, что многие из них желают дать детям высшее образование и специальность в автомобильной отрасли промышленности. Родители хотят, чтобы школа предоставила возможность получения образования повышенного уровня:
- по предметам физико-математического цикла 19,9%;
- по предметам естественного цикла 12,3%;
- по предметам экономического цикла 23,3%;
- по предметам гуманитарного цикла 17,4%.
При этом примерно 44,6% родителей готовы оплатить для своих детей получение образования повышенного уровня.
Следует отметить, что МГИУ дает возможность получить учащимся специальность от инженера-проектировщика до юриста и экономиста-менеджера в зависимости от индивидуальной подготовки и наклонностей выпускника.
Постепенно стала выстраиваться система социального партнерства.
Основными социальными партнерами ГОУ СОШ №872 являются:
- родители;
- МГИУ;
- ЦДО колледжа МИДа;
- Академия инноваций;
- библиотека №201;
- выставочный зал "На Каширке";
- клуб "Командор";
- Академия экономической безопасности;
- Академия ФСБ;
- объединение "Москомплектмебель";
- Совет ветеранов.
Но ведущие позиции занимают родители, так как мы исходим прежде всего из их запросов.
В процессе совместной работы партнеры достигают следующих целей:
- совместное планирование взаимодействия на различных уровнях;
- увеличение скорости процессов практической реализации основных задач развития школы;
- развитие материально - технической базы школы.
Сходящиеся цели социальных партнеров:
- распознать взаимосвязи;
- овладеть ситуацией;
- обеспечить упорядоченное восстановление и развитие.
Этапы совместной деятельности:
1. Общее понимание ситуации - рассматривается возможность участия сторон в выполнении работ;
2. Консультации - обсуждаются и изучаются конкретные планы и виды деятельности;
3. Декларация намерений - все участники формулируют основные планы и прогнозируемые результаты;
4. Соглашение участников - в конкретных терминах описываются избранные варианты сотрудничества и виды деятельности всех участников по достижению целей;
5. Организация работы - создается специфическая и общая структура, команда приступает к детальному планированию и реализации.
Идеи, над которыми мы работали последние 13 лет, логически сформулированы в миссии школы "Формирование свободной, физически здоровой, духовно богатой, интеллектуально развитой личности, обладающей основами научно-технического мышления, способной жить, саморазвиватьея и самореализоваться в новой социально-культурной ситуации, способной к продолжению образования и овладению профессиональными навыками".
Стратегическая цель школы: на 2002 -2005 годы:: "Создание Центра непрерывного профильного образования – общеобразовательной школы с многопрофильной старшей ступенью, реализующей образовательные потребности и склонности учащихся в соответствии с их возможностями."
Наша модель Центра непрерывного профильного образования ориентирована на запросы наших родителей, кадровый потенциал школы, возможности здания, материально-техническую базу.
Опыт совместной работы с МГИУ был обобщен при создании старших профильных классов. В нашей модели это многопрофильное обучение на базе массовой школы. Ключевой характер в этой работе носит сотрудничество с ВУЗом. С помощью них мы решаем кадровые проблемы, даем учителям возможность видеть свой уровень работы, что способствует их профессиональному росту.
Апробация общеобразовательного (универсального) профиля в 2002-2004 годах показала скорее отрицательный, чем положительный результат. В 2003 и 2004 годах из профильного 11 А класса поступление в ВУЗы - 100%, на бюджетной основе 94 - 96 %, в 11 Б в 2003 году 81 %, при этом только 18,5% на бюджетной основе. В 2003 -2004 годах учащимся универсального профиля были предложены необязательные спецкурсы гуманитарной и химической направленности, которые, как мы считаем, помогли им в самоопределении. В 2004 году 68% выпускников 11 Б класса поступили в институты, при этом 24% на экономические специальности, 20% на юридические, 12% на инженерные, 8% биолого - химические, 4% исторические (на бюджетной основе только 24%).
Этап |
10 - 11 классы |
Задачи |
Завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования. |
Виды деятельности |
1. Учебно – исследовательская деятельность, проектная деятельность. 2. Профильное самоопределение старшеклассников. 3. Совместная работа с МГИУ, академией МЧС, академией экономической безопасности, академией ФСБ. |
Содержание работы |
А) Профильное обучение: 1) Информационно-технологический профиль (10А,11 А); 2) Социально-экономический профиль (11 Б); 3) Технологический профиль (10 Б); 4) Социально - гуманитарный профиль (10 Б); 5) Химико – биологический профиль (10 Б, 11 Б). Б) Спецкурсы по выбору, направленные на: 1. Расширение кругозора и знаний учащихся: «Практикум по математике» (10-11), «Решение задач повышенной сложности по физике» (10-11), «Основы предпринимательской деятельности» (10-11), английский язык (10-11); «Разговорный английский» (10-11), "Русская традиционная духовность"(10 ); "Строение и свойства органических соединений" (11 ); «Трудные темы русского языка» (10), «Политология» (10), «Социология» (11), «Право» (10-11), «Отечественная история» (10), «Глобальные проблемы современности» (10), «Ортология (нормы современного русского языка)»(10). 2. Развитие познавательного интереса: "Строение и свойства органических соединений" (11 ); «Избранные вопросы биологии» (10-11), «Избранные главы общей и неорганической химии» (10-11), «Практикум по физике» (10-11), «Искусство 20 века» (10-11), «Введение в культурологию» (11), «Начинающий автомеханик» (10), «Юный стрелок» (10), «Юный спасатель» (10-11). 3. Развитие мышления: «Сочинение и мы» (11), «Решение задач повышенной сложности по математике» (10-11), «Практикум по математике» (10-11), «Решение задач повышенной сложности по физике» (10-11), «Практикум по физике» (10-11). 4. Здоровьесбережение: «Способы разрешения конфликтных ситуаций» (тренинг) (10), футбол (10-11), баскетбол (10-11), «Юный спасатель» (10-11). В) Работа по созданию учебно-научного объединения МГИУ и школы. |
Выделю основные направления в совместной работе с МГИУ:
1. Главное требование МГИУ – учебные достижения выпускников, уровень их подготовки. С каждым десятиклассником из класса информационно-технологического профиля и его родителями заключается индивидуальный договор на обучение.
Итоги: 100% выпускников 11 А класса информационно-технологического профиля поступают в ВУЗы. В МГИУ поступили в 2003г 81% выпускников, в этом году - 83% (9 – на автомобильный факультет, 9 – на экономический факультет, 1 – на факультет прикладной математики. Все на бюджетной основе. На вступительных экзаменах они получили: 5 – 31,6%; 4 – 65,8%; 3 – 2,6%. По экономике все 5, кроме одной наши.
2. Следующее направление в работе – формирование общественного мнения о востребованности той или иной профессии. Традиционными стали беседы «В мире профессий», экскурсии на ЗИЛ, в музей ЗИЛа, профориентационное тестирование.
3. Обучение на базе компьютерного центра МГИУ учителей и учащихся.
В современном информационном обществе, частью которого является школа, невозможно эффективно и оптимально организовать работу без главного ресурса – информации. Без этого ресурса нельзя решить актуальную задачу современного образовательного процесса – формирование молодого человека, владеющего информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий.
На базе МГИУ, а с этого года и в своем компьютерном классе, учащиеся профильных классов получают все необходимые навыки по использованию современных информационных и коммуникационных технологий:
- создание и редактирование документов;
-
подготовка мультимедийных проектов;
-
построение и исследование компьютерных моделей различных объектов и
процессов (экономика, экология, химия, физика, математика), работа с поисковыми
системами в Internet;
-
разработка приложений в средах визуального программирования;
-
использование возможностей систем автоматизированного проектирования.
Реализуя встречные предложения школы, родителей и МГИУ для желающих организована подготовка по спецкурсам «Начинающий автомеханик» и «Английский язык».
4. Внедрение в МГИУ школьных форм работы: родительские собрания, родительские комитеты, информирование школы об успеваемости выпускников по окончании сессии.
5. Посильное участие в
укреплении материально-технической базы школы.
6. Подготовка к ЕГЭ. Опыт проведения ЕГЭ, участие преподавателей МГИУ в проверке работ обсуждался на методических объединениях учителей математики, в стадии подготовки совместный план работы МО по данному направлению.
Следует добавить, что профильные классы мы формируем практически полностью из учащихся нашей школы. Хорошо или плохо, но так у нас сложилось. Такая организация старшей школы дает возможность максимально мобилизовать педагогический коллектив.
В январе-феврале начинается предварительная работа с выпускниками 9 классов и их родителями. Все они получают следующую анкету:
ГОУ СОШ №872
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 10 КЛАССА
Ф.И.О.
КЛАСС
ИНТЕРЕС К ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ (КАКОЙ)
Предмет |
Количество уроков |
Свой
вариант |
|||
Русский язык
|
1 |
2 |
|
|
|
Литература, МХК |
3 |
4 |
6 |
|
|
Английский язык |
2 |
3 |
6 |
|
|
История |
2 |
2,5 |
3 |
|
|
Обществознание (в т.ч. право) |
1 |
2 |
3 |
|
|
География |
1 |
2 |
3 |
|
|
Математика |
4 |
5 |
6 |
8 |
|
Биология, экология |
1 |
2 |
3 |
|
|
Физика, астрономия |
2 |
3 |
4 |
6 |
|
Химия |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Экономика |
1 |
2 |
|
|
|
Информатика и информационные технологии |
2 |
3 |
4 |
|
|
Физкультура |
2 |
3 |
6 |
|
|
ОБЖ |
1 |
2 |
|
2 |
|
Всего в учебном плане должно быть от 32 до 36 часов (пропускать предметы нельзя)
Дополнительно - курсы по выбору (от 1до 6 предметов)
Какие – напишите
Подпись родителей
Первичный анализ анкет позволяет нам определиться с запросами учащихся и их родителей, выделить предметы, которые будут изучаться на углубленном, профильном или базовом уровне, на основании этого сформировать профили в 10 классе. На педагогическом совете в марте определяем, какие профильные экзамены будут сдавать учащиеся (например, в информационно-технологическом профиле учащиеся выбирают 2 предмета из алгебры, геометрии, физики и информатики). Зачисление на информационно-технологический и социально-гуманитарный профили конкурсное, поэтому учащиеся сдают тестирование по математике и физике для 1 профиля, по математике, русскому языку, обществознанию и физической подготовке для 2 профиля. Результаты экзаменов, тестирования, итоги олимпиад, конкурсов, участие в работе спецкурсов заносится в портфель достижений (портфолио) учащихся и учитывается при зачислении в 10 профильный класс.В этом учебном году распределение детей по профилям следующее:
v информационно-технологический профиль (10 А, 11 А) 46,5 %;
v социально-гуманитарный профиль (10 Б) 11,6 %;
v социально-экономический профиль (11 Б) 16,3 %;
v биолого-химический профиль (10 Б, 11 Б) 14 %;
v технологический (10 Б) 11,6 %.
Несмотря на подробную разъяснительную работу с детьми и родителями, часть из них испытывает определенные трудности при выборе профиля (прежде всего немотивированные дети, откладывающие свой выбор на потом). Стала очевидной проблема оказания помощи учащимся и их родителям в выборе профиля обучения. И с 1998 года мы начали разрабатывать систему предпрофильной подготовки учащихся 8-9 классов. (Тогда это были факультативные и индивидуальные занятия для слабоуспевающих и мотивированных детей.)
Этап |
8 - 9 классы |
Задачи |
1. Создание условий для свободного и осознанного выбора учащимися своего дальнейшего пути развития. 2. Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, представления о собственных интересах и возможностей. 3. Уточнение образовательного запроса в ходе элективных курсов и спецкурсов. |
Виды деятельности |
1. Деятельность развивающего характера, ориентированная на приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. 2. Выполнение учащимися профессиональных проб. 3. Групповое и индивидуальное консультирование. 4. Формирование образовательного запроса. |
Содержание работы |
А) Предпрофильная подготовка: 1) Классы с углубленным изучением математики (8-9); 2) Расширенное изучения обществознания (история, обществоведение, право, экономика) (8-9); химии (8 ); 3) Общеобразовательные классы (8-9); 4) Система элективных курсов по выбору учащихся (8-9), направленных на: 1. Расширение кругозора и знаний учащихся:, "Химия для любознательных. Элемент № "(8 ), «Культура речевого общения» (8 ), «Права человека» (9 ), «Глобальные проблемы человечества и пути их решения» (9 ), «Отечественная история» (9 ), «Стилистика русской речи» (9). 2. Развитие познавательного интереса: "Химия для любознательных. Элемент № "(8), «Русская литература» (8 ), «За страницами учебника географии» (8 ), «История Отечества в архитектурных памятниках» (9 ), «История Отечества в произведениях русских композиторов» (9 ), «Художественное оформление костюма» (9 ) 3. Развитие мышления: "Решение задач повышенной сложности по математике" (9 ); «Решение комбинированных задач по химии» (9 ), "Тире и двоеточие в бессоюзном предложении. Постановка тире и двоеточия в поэзии Б. Пастернака" (9 ); Б) Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся: 1) Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности; 2) Тестирование на определение направленности личности; 3) Элективные курсы: «Предпрофильная ориентация» (9), «Способы разрешения конфликтных ситуаций» (тренинг) (9). В) Дополнительное образование: музыкальная студия, танцевальная студия, театральная студия, «Юный спасатель», «Юный стрелок», велосекция. |
Собственно этим обычно определяется предпрофильная и профильная подготовка учащихся.
Однако опыт нашей работы показал, что невозможно начинать предпрофильную ориентацию, не имея достаточно подготовленных к этому учащихся и их родителей.
Опыт работы классов с углубленным изучением математики (8-9) наглядный тому пример. Недостаточно заявить об открытии таких классов, провести родительские собрания и вступительные тестирования. И дети, и родители должны сделать мотивированный обоснованный выбор. Именно поэтому мы ввели в 7 классе расширенное изучение математики (+1 час "Практикум по математике"). В конце года проанализируем итоги и возможно спустимся еще ниже. Таких примеров можно привести множество.
Таким образом в работу Центра включаются учащиеся 2-7
классов. А это потянуло за собой цепочку
вплоть до детского сада.
Этап |
2 - 7 классы |
Задачи |
1. Создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования и использование часов вариативной части учебного плана. 2. Формирование у школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и обществе. 3. Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды. |
Виды деятельности |
Учебно-познавательная деятельность: социальная, трудовая, игровая, исследовательская . |
Содержание работы |
А) Использование часов вариативной части учебного плана (ШК) и блока дополнительного образования на: 1. Расширение кругозора и знаний учащихся: раннее изучение английского языка (2-4); занимательная грамматика (2-6); занимательная математика (6); математика в играх и задачах (2-4); английское чаепитие (7); народное творчество (2); «Чудеса из бумаги» (оригами) (3). 2. Развитие познавательного интереса: информатика; психология общения (5-6); занимательная грамматика (2-6); занимательная математика (6); за страницами учебника литературы (7), за страницами учебника географии (7); язык и жизнь (5); веселый английский (3) ; объединение «Волшебная иголка» (5-6); музыкальная (2-7), танцевальная (2-7), театральная студии (5-7); изостудия (2-4); сценическая речь (2-4), компьютерный клуб «В мире информации» (5-7). 3. Развитие мышления: логическая математика (3-4); занимательная математика (6); "Математика для любознательных" (7 ); шкатулка Архимеда (5), основы логики (5); развивающие игры на компьютере (2-4); шахматный клуб (2-6). 4. Здоровьесбережение: баскетбол, волейбол, футбол (3-4), ОФП (2-4), борьба, таэкван-до (2-7); Б) Расширенное изучение математики (7 класс) |
Этап |
Дошкольники - 1 классы |
Задачи |
1. Создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования. 2. Развитие интереса к игре, как первой ступени развития учебно-познавательной деятельности. 3. Развитие разговорной речи. 4. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в выполнении заданий и поручений взрослых. |
Виды деятельности |
Учебно – познавательная
деятельность: игровая, трудовая, социальная. |
Содержание работы |
А) Использование часов блока дополнительного образования и часов вариативной части учебного плана (ШК – 1 класс) на: 1. Расширение кругозора и знаний учащихся: «Мир вокруг нас» (д), развитие речи «Давай поговорим» (1), развитие элементарных математических представлений (д-1). 2. Развитие познавательного интереса: «Я – москвич» (экскурсии – 1), «Азбука вежливости» (1), музыкальная студия (д-1), танцевальная студия (д-1), изостудия (д-1). 3. Развитие мышления: шахматный клуб (1). 4. Здоровьесбережение: ОФП (1), таэкван-до (д-1). Б) Работа с родителями: «Советы родителям по психологической готовности ребенка к школе» (д), «Психологическая помощь первоклассникам» (1). |
Подведем итоги сказанному. Что же мы
сейчас имеем в школе? На наш взгляд сформирован и третий год функционирует
Центр непрерывного профильного образования, со структурой которого мы вас
сегодня познакомили, разработаны спецкурсы для учащихся 10 - 11 классов,
элективные курсы для учащихся 8 - 11 классов, отработана система взаимодействия
с высшей школой на примере МГИУ, создан блок дополнительного образования (в
этом году 275 часов, 71 группа, с
охватом 941 детей, около 80 %учащихся),
работающий на развитие творческих способностей, познавательного интереса,
мышления, расширение кругозора и знаний учащихся, сохранения их здоровья.
Теперь о наших проблемах. Дальнейшее развитие Центра непрерывного профильного образования предусматривает расширение количества спецкурсов и элективных курсов, но здесь мы столкнулись с проблемой недостатка помещений в школе для проведения всех тех занятий, которые мы могли бы вести. Выход мы видим в объединении школ вокруг школы, которая сможет координировать деятельность по предпрофильной и профильной подготовке в границах одного муниципального района, то есть Муниципального Ресурсного Центра профильного образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
№ 872
НА
2004-2005 УЧЕБНЫЙ ГОД.
С сентября 2001 года школа участвует в Федеральном
эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования. В связи с этим школа работает по
экспериментальному учебному плану, разработанному на основе Московского
регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений
Российской Федерации, являющегося основным нормативным документом, определяющим
максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, распределяющим учебное время,
отводимое на освоение базового федерального и регионального компонентов, а
также на школьный компонент, устанавливающим нормативы финансирования и проекта
Федерального базисного учебного плана, в котором учитываются результаты деятельности школьного коллектива
в предыдущем учебном году, с ориентацией на основные направления развития школы
и нормативные требования к организации учебно-воспитательного процесса.
При формировании учебного плана коллектив школы с целью успешной и эффективной его реализации стремился:
v выполнить в полном объеме государственный заказ, т. е. спланировать содержание образования в соответствии с областями знаний, предложенными региональным планом;
v учесть интересы и возможности учащихся;
v не допустить при этом перегрузки учащихся, т. е. соблюсти нормативы предельно допустимой нагрузки;
v обеспечить преемственность нового учебного плана с предыдущим;
v учесть интересы и возможности педагогического коллектива и ресурсные возможности школы.
Учебный план составлен таким образом, чтобы у учащихся (или на
ранних ступенях обучения у их родителей) была возможность выбрать, чем и в каком объеме они будут заниматься в школе, получить хорошее образование и развить свой потенциал, по возможности сохраняя здоровье. Поэтому учебный план школы представляет собой совокупность планов, рассчитанных на обучение детей в общеобразовательных, профильных классах и классов с углубленным изучением математики, а также в двух режимах: по 5-и и 6-и дневной учебной неделе.
Учебный план школы направлен на решение следующих задач:
v на обеспечение базового образования учащихся;
v на реализацию системы развивающего обучения;
v на создание максимально вариативной образовательной среды;
v введение профильного обучения на старшей ступени обучения и предпрофильной подготовки в 9 классах;
v на осуществление индивидуальных запросов учащихся.
Учебный план
для 9-11 классов составлен с учетом задач модернизации образования,
Концепции профильного обучения, решения Координационного совета Министерства
образования России от 26 марта 2003 года, для 1, 5, 10 классов с учетом проекта
Федерального базисного учебного плана.
В основе конструирования учебного плана лежат следующие позиции:
v план составлен на основе БУП-98, экспериментального БУП и проекта Федерального учебного плана;
v план построен на принципах, изложенных в Концепции профильного обучения и подразделяет содержание образования на базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные курсы;
v за основу формирования плана взята процедура, предложенная в Концепции профильного обучения: каждый предмет может быть выбран для изучения или на базовом, или на профильном уровне;
v набор курсов предпрофильной подготовки носит вариативный характер и социально ориентирован;
v учебный план ориентирован на индивидуализацию обучения.
Нормативная база:
1. Концепция модернизации Российского образования;
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Москва, 2002 г.
3. Приказ Министерства образования РФ № 834 от 06.03.01 "Об утверждении экспериментального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ". Вестник образования, апрель №8, 2001 г.
4. Постановление Главного государственного врача РФ № 44 от 28.11.2002 г. "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан. Пин 2.4.2.1178-02".
5. Базисный учебный план старшей ступени школы (профильное обучение). Материал для обсуждения на Совете по профильному обучению 24 апреля 2003 г.
6. БУП - 98.
7. Приказ Министерства образования РФ от 9.03.04 "Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования". Вестник образования, апрель №8, 2004 г.
8. Эксперимент по предпрофильной подготовке. Материалы к обсуждению.
2 ступень обучения
На второй ступени учащиеся имеют возможность обучаться в общеобразовательных классах и классах с углубленным изучением математики (8А, 9А). В целях сохранения здоровья учащихся и уменьшения количества одночасовых предметов с учетом опыта работы школы в ГЭП "Система модулей по выбору учащихся для дифференциации и индивидуализации обучения" в учебном плане вводятся следующие интегрированные курсы:
в 5 классе - «Природоведение, ОБЖ», «ИЗО, москвоведение»; в 6-9 классах - "История, москвоведение"; в 6-8 классах - "Биология, ОБЖ"; в 5-8 классах - "Физическая культура, ОБЖ".
Учитывая ориентацию школы на технический ВУЗ (МГИУ), а также пожелания учащихся и родителей в учебный план 8-го и 9-го классов введен предмет "Черчение" (по 2 часа); изучение химии в 8 классах проводится на расширенном уровне с добавлением 1 часа из школьного компонента.
На этой ступени обучения часы школьного компонента прежде всего используются на индивидуальные занятия со слабоуспевающими учащимися (50%): 7 часов- русский язык в 5-9 классах, 4 часа - английский язык в 5-8 классах, 4 часа - математика в 5-9 классах, 3 часа- физика в 7-9 классах, 2 часа- химия в 8-9 классах, 2часа- география в 8-9 классах, 1часа - биология в 8 классах, 2 часа- история в 7-8 классах. Предусматриваются часы на занятия со способными учащимися, которые заинтересованы получить более высокий уровень подготовки, расширить свой кругозор, углубить свои знания по конкретным направлениям. С этой целью учащимся предлагаются факультативы "Занимательная математика (6 класс-1 час), "Занимательная грамматика" (6 класс - 1 час), " За страницами учебника литературы" ( 7 класс - 1 час), "За страницами учебника географии" ( 7, 8 классы - по 1 часу). В рамках Центра непрерывного профильного образования в 8-9 классах вводятся спецкурсы и элективные курсы по русскому языку (1 час), литературе (1 час), математике (2 часа), биологии (1 час), химии (2 часа), МХК (2 часа), право (1 час), географии (1 час), технологии (1 час). Вводятся развивающие курсы "Психология общения" в 5 классе (1 час – шк), в 6 классах (2 часа - базис), "Предпрофильная ориентация" в 9 классах (3 часа), а также индивидуальные консультации по психологии взаимоотношений в 7-8 классах (2 часа). Все это способствует становлению культурного потенциала личности, развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся, их коммуникативных способностей.
Предпрофильная подготовка
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Это определяет серьезное значение предпрофильной подготовки 9 -классников.
Основными составляющими ее будут:
- курсы по выбору;
v информационная работа;
v профконсультирование, профориентационная работа.
Набор курсов составлен на основании анкетирования учащихся 8 класса с учетом задач школьной образовательной программы и программы ОЭР.
Курсы предпрофильной подготовки разделяются на 2 вида:
А) Предметно - ориентированные (пробные) - "Русская литература", " Решение задач повышенной сложности по математике", "Решение комбинированных задач по химии", "Химия для любознательных", "Увлекательный мир камня", "Отечественная история", "История Отечества в архитектурных памятниках", "История Отечества в музыкальных произведениях русских композиторов"
Б) Межпредметные (ориентационные) курсы - "Культура речевого общения", "Основы гигиены и санитарии", "Права человека", "Глобальные проблемы человечества и пути их решения", "Художественное оформление костюма", "Способы разрешения конфликтных ситуаций (тренинг)", "Предпрофильная ориентация".
Данные спецкурсы и элективные курсы создают условия для решения следующих задач:
v дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
v уточнить готовность и способность учеников осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
v создать условия для подготовки к экзаменам по выбору;
v создать базу для ориентировании в мире профессий.
3 ступень обучения
Учебные планы на 3-ей ступени разработаны таким образом, чтобы можно было усилить и дифференцировать индивидуальный подход к учению, целенаправленно удовлетворить запросы старшеклассников в уровне и содержании образования с учетом их дальнейшей ориентации на получение профессии. Учащимся предоставляется возможность обучения в общеобразовательных или профильных классах .
В 10-11-х классах вводятся интегрированные курсы «История , москвоведение», «Литература, МХК», «Физика, астрономия».
Специфика программы обучения, реализуемая в школе, а также цели обучения, спрофилированного на ВУЗ, вызвали необходимость формирования собственной программы обучения по предметам «Информатика" и "Информационно-коммуникационные технологии» в 10А и 11 классах ( по 2+2 часа).
Учащиеся 10-х и 11 -х классов имеют возможность изучать спецкурсы по выбору: по физике, математике, экономике на базе МГИУ, что соответствует особенностям образовательной программы школы № 872.
Предусмотрены часы для индивидуальной работы по русскому языку в 11 классах (2 часа),географии в 10 классе (1 час), физике в 11 классе (1 час), химии в 11 классе (1 час), истории в 11 классе(1 час).
Профильное обучение
Решение задач профильного обучения, создание условий для профессионального определения в 2004-05 учебном году будет проводиться в рамках Федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, ГЭП "Центр непрерывного профильного образования" и апробации Федерального базисного учебного плана.
Сохраняя преемственность, ориентацию на совместную работу с МГИУ и опираясь на экспериментальный БУП в старшей ступени будут работать следующие классы:
Профиль |
Техно-логический |
Информаци-онно-техноло-гический |
Социаль-но-гуманитарный |
Социально-экономический |
Биолого-химический |
Класс |
10Б |
10А, 11А |
10Б |
11Б |
10Б, 11Б |
На базовом уровне изучаются следующие предметы:
Информаци-онно-техно-логический профиль (10А, 11А) |
Биолого-химический профиль (10Б, 11Б) |
Социально-гуманитар-ный профиль (10Б) |
Технологи-ческий профиль (10Б) |
Социально-экономичес-кий профиль (11Б) |
Русский язык - 1 час |
Русский язык - 1час |
Литература, МХК - 3ч. |
Литература, МХК - 3ч. |
Русский язык - 1 час |
Литература, МХК - 3ч. |
Литература, МХК - 3ч. |
Английский язык - 3ч |
Геометрия - 2 ч |
Литература, МХК - 3 ч. |
Английский язык - 2ч. |
Английский язык - 3ч |
Геометрия - 2 ч |
Экономика - 1 ч |
Английский язык - 3ч |
История, москвоведение-2часа |
История, москвоведение-2 часа |
Алгебра и начала анализа - 2 ч |
Алгебра и начала анализа - 2 ч |
Химия - 2 ч |
Обществоведение(включая экономику)- 2\3 ч |
Обществоведение(включая экономику)- 2\3 ч |
Экономика - 1 ч |
История, москвоведение-2часа |
Биология - 2ч |
География - 2\0 ч |
География - 2 ч |
География - 2 ч |
География - 2 ч |
Физика, астрономия-3 ч |
Биология - 1\2 ч |
Физика, астрономия-2\3 ч |
Биология - 1 ч |
Физика, астрономия-2 ч |
Физическая культура -2ч |
Экология -1\0 ч |
Физическая культура -2ч |
Экология -1\0 ч |
Химия - 2 ч |
ОБЖ - 1 ч |
Химия - 2 ч |
ОБЖ - 2\1 ч |
Физика, астрономия-2 ч |
Биология - 1 ч |
История - 2 ч |
Физическая культура -2ч |
|
Химия - 2 ч |
Экология -1\0 ч |
|
ОБЖ - 2\1 ч |
|
ОБЖ - 2 ч |
Физическая культура -2ч |
|
|
|
|
ОБЖ - 2 ч |
|
Профильный уровень реализуется следующим образом:
Предмет |
Базис |
ШК |
ДО |
Информационно - технологический профиль |
|||
Алгебра и начала анализа |
3 |
|
|
Геометрия |
2 |
|
|
Практикум по математике (спецкурс) |
2 |
|
|
Решение задач повышенной трудности по математике (спецкурс) |
|
1 |
|
Физика, астрономия |
3 |
|
|
Решение задач повышенной трудности по физике (спецкурс) |
2 |
|
|
Практикум по физике (спецкурс) |
|
1 |
|
Информатика |
2 |
|
|
Информационно-коммуникационные технологии |
2 |
|
|
Социально - экономический профиль |
|
||
История, москвоведение |
2 |
|
|
Обществоведение |
2 |
|
|
Экономика |
1 |
|
|
Основы предпринимательской деятельности (спецкурс) |
1 |
|
|
Социология (спецкурс) |
1 |
|
|
Право (спецкурс) |
1 |
|
|
Введение в культурологию (спецкурс) |
|
1 |
|
Биолого - химический профиль |
|||
Биология |
1\2 |
|
|
Экология |
1\0 |
|
|
Избранные вопросы биологии (спецкурс) |
0\2 |
1/0 |
|
Химия |
2 |
|
|
Избранные главы общей и неорганической химии (спецкурс) |
0\1 |
2/0 |
|
Практикум по математике(спецкурс) |
1 |
|
|
Практикум по физике(спецкурс) |
|
1 |
|
Социально - гуманитарный профиль |
|||
Русский язык |
1 |
|
|
Трудные темы русского языка(спецкурс) |
1 |
|
|
История, москвоведение |
2 |
|
|
Отечественная история(спецкурс) |
|
1 |
|
Обществознание |
1 |
|
|
Право (спецкурс) |
2 |
|
|
Глобальные проблемы современности (спецкурс) |
|
1 |
|
Физическая культура |
2 |
|
|
Физическая подготовка (ОФП + самбо) |
|
|
4 |
Технологический профиль (офисные технологии) |
|||
Русский язык |
1 |
|
|
Трудные темы русского языка(спецкурс) |
1 |
|
|
Русская традиционная духовность (спецкурс) |
|
1 |
|
Английский язык |
3 |
|
|
Разговорный английский (спецкурс) |
1 |
|
|
Машинопись и делопроизводство на компьютере |
|
|
10 |
Для учащиеся 10 - 11 классов разработана также система курсов по выбору:
спецкурсы: 1)Решение задач повышенной сложности по математике
2) Русская традиционная духовность;
3) Русская литература;
4) Строение и свойства органических веществ;
5) Ведение в культурологию;
v элективные курсы: 1) Сочинение и мы;
2) Язык и жизнь;
3) Разговорный английский;
4) Способы разрешения конфликтных ситуаций (тренинг);
5) Искусство 20 века.
Таким образом, использование в профильных классах часов базиса и школьного компонента, отведенного на
выполнение индивидуальных программ работы с учащимися, предполагает обеспечить
максимальный учет интеллектуальных и творческих возможностей учащихся школы,
что соответствует задачам, поставленным в образовательной программе школы.