ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОУ СОШ № 872
ЮЖНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ
Жданов В.Н, директор ГОУ СОШ № 872
Павельева Л.Ф., заместитель директора по УВР ГОУ СОШ № 872
Хлюпина Е.В., заместитель директора по
ОЭР ГОУ СОШ № 872
Проблема выбора профиля и профессионального самоопределения очень важна как для учащихся, так и для их родителей. Ведь от этого шага будет зависеть дальнейшая судьба ученика, его готовность к сдаче экзаменов (особенно ЕГЭ) и перспектива продолжения образования. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно сделать правильный выбор.
Целями предпрофильного обучения являются:
• обеспечение для учащихся общедоступности получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
• обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения;
• формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности;
• развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
• формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Важным и необходимым результатом самоопределения является отчетливое осознание, что учащийся «сам» выбрал профиль или профессию.
Анкетирования показывают, что на выбор профиля учащимися влияет:
- мнение родителей;
- мнение сверстников и друзей;
- помощь учителей и классных руководителей;
- уровень притязаний учащихся, личные профессиональные планы;
- уровень информированности;
- склонность и интерес к тем или иным видам деятельности;
- физиологические возможности организма.
Учащиеся должны усвоить
необходимые условия выбора профессии:
1. Склонности и интересы (чтобы не постигло разочарование). Необходимо приложить определенные усилия для получения базового образования, а затем повышать образовательный и профессиональный уровень в профильных классах, а также в течение всей жизни.
2. Профессиональные способности (которые должны быть оценены реально, т.к. именно они определят уровень успеха).
3. Состояние здоровья (т.к. каждая профессия выдвигает свои требования к качествам человека, которые затрагивают физические данные, психологические особенности).
4. Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства. Но в течение жизни может появиться желание или необходимость изменить профессию или квалификацию (т.к. мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив). Человеку не раз придется переучиваться, заниматься самообразованием.
Исходя из этого, можно определить следующие
задачи предпрофильной подготовки:
- выявление на возможно более ранних ступенях обучения склонностей и интересов школьников, способностей к тем или иным видам деятельности и их развитие;
- оказание психолого-педагогической помощи по профессиональному выбору;
- обеспечение развития познавательных и профессиональных интересов и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования и трудоустройства в избранной сфере деятельности;
- развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков.
В процессе предпрофильной подготовки формируются
определенные умения, навыки и способности:
- умение объективно оценивать свои способности к продолжению образования по различным профилям;
- умение осознанно осуществлять выбор профиля;
- готовность нести ответственность за сделанный выбор;
- высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.
Суть предпрофильной подготовки мы видим в создании образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся – через организацию курсов по выбору, информационную работу, профильную ориентацию.
Психолого-педагогическая помощь. Огромную роль играет помощь учащимся в реальной оценке своих способностей, оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением.
Психологом нашей школы проводится групповое и индивидуальное консультирование и психологические тестирования с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения.
Главная цель консультаций - изучить индивидуальные особенности учащихся и создать наиболее оптимальные условия для обучения. Выявляются профессиональные и образовательные предпочтения учащихся и их родителей. Помощь в работе нам оказывает Окружной центр социальной поддержки школьников, филиал Московского центра труда и занятости молодежи «Перспектива». Все учащиеся 9-х классов проходят через тестирование с целью выявления склонностей к определенной профессии или сфере деятельности.
Только в том случае, если выбранное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, утомление наблюдается реже, а эффективность обучения повышается (даже несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки).
Информационная работа. В 9 классе ученик должен получить информацию о возможных путях продолжения образования в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, оценить силы и принять ответственное решение. Учащиеся и родители должны владеть информацией об учреждениях, где можно получить или продолжить образование, посетить курсы по выбору, пройти психологическое тестирование.
На классных часах учащиеся знакомятся с востребованными профессиями и теми способами образования, которыми их можно получить. С каждым школьником ведется индивидуальная работа, которая помогает им ориентироваться в мире современных профессий
Профильная ориентация. Для помощи в самоопределении школа устраивает экскурсии на предприятия Москвы. Наша школа сотрудничает с МГИУ, поэтому для учащихся проводятся экскурсии в музей ЗИЛа и на завод. Тесные связи поддерживаем и с нашими шефами – предприятием «Москомплектмебель». Большую помощь оказывают специализированные выставки, например «Образование и карьера».
Для решения проблемы профильного самоопределения недостаточно лишь дать рекомендации о том, какой профиль подходит, а какой нет данному учащемуся. Нужно обеспечить условия, стимулирующие рост личности, в результате чего учащийся сам мог бы взять на себя ответственность за выбор профиля. Ориентационная работа по выбору профиля помогает им увидеть и осознать свои возможности, способности, склонности, а также стимулировать развитие личности.
Мы стараемся с первых дней обучения в школе приобщать учащихся к необходимости постоянного поиска и выбора своего пути. Именно для этого в школе введены различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору), поскольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьников. Цель предпрофильного обучения в определенном смысле противоположна цели профильного обучения - это не только удовлетворение запросов и развитие способностей личности в определенной области познавательной деятельности, а выявление интересов и склонностей школьников, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знаний, составлять представление о характере профессионального труда людей.
В 8-9-х классах учащимся предлагаются элективные курсы. Задачами таких курсов является реализация интереса к выбранному предмету; выявление готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне; развитие склонностей, способностей и интересов школьников. Курсы дают возможность повысить готовность учащихся к самообразованию путем самостоятельного изучения учебной литературы и других источников информации; сочетание лекций с лабораторными работами, семинарами, дискуссиями; информационная поддержка образовательной деятельности учащихся с помощью учебных видеофильмов, телекоммуникационных средств; публичные защиты проектов; экскурсии на предприятия.
Учащиеся могут попробовать себя и проверить свои силы в освоении разных курсов: «Математика для любознательных», «Химия для любознательных», «Решение задач повышенной сложности по математике», «Решение комбинированных задач по химии», «Учись писать грамотно», «Путешествие по литературным местам Москвы и Подмосковья», «Культура речевого общения», «Права человека», «Стилистика русской речи», «История великих открытий», «Художественное оформление костюма», «За страницами учебника географии», «История Отечества в архитектурных памятниках», «История Отечества в произведениях русских композиторов», «Предпрофильная ориентация».
С целью расширения возможностей для предпрофильного и профильного обучения учащихся мы стараемся максимально использовать взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования (кружки, клубы по интересам, творческие мастерские и др.), а также с учреждениями начального, среднего и высшего професснонального образования для приобретения практико-ориентированного социального и будущего профессионального опыта.
Элективные курсы и система дополнительного образования, исследовательская и проектная деятельность, деятельность научного общества «Интеллект», участие в творческих конкурсах, олимпиадах и марафонах позволяют учащимся выбрать свое направление расширения и углубления знаний, умений и навыков, пробовать себя в различных областях деятельности и в конечном итоге найти свой путь развития.
Все этапы предпрофильного обучения сопровождает
диагностика, выполняющая следующие функции:
1. Диагностика интересов, склонностей, способностей, других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащегося.
2. Прогнозирование успешности овладения учащимся учебным материалом, предусмотренной соответствующими программами образовательных областей.
3. Диагностика готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности.
Реализация диагностических процедур, обеспечивает определение готовности школьников к самостоятельному выбору профиля обучения по следующим признакам:
- способных, либо неспособных к самостоятельному формулированию запроса к образовательному учреждению,
- связывающих, либо не связывающих дальнейшую образовательную и профессиональную деятельность с профильным обучением,
- обладающих, либо не обладающих необходимым уровнем сформированности общеобразовательных способностей универсального характера.
Для реализации диагностики мы используем:
• методы нестандартизованного интервью или эвристического сочинения на тему «Чего я жду от старшей школы?";
• наблюдение за учащимися при презентации им возможностей профильного обучения;
• анализ выполнения учащимися серии заданий открытого типа, предполагающих соотнесение сценариев предстоящего профильного обучения и вариантов дальнейшей образовательной, предпрофессиональной и профессиональной деятельности, а также с реалиями рынка труда и образовательных услуг в данном регионе;
• анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для формулирования учащимся суждений о своих основных затруднениях, проблемах для успешной учебной и внеучебной деятельности;
• владение алгоритмом поиска и обработки информации, ее систематизация, устное и письменное резюмирование, использование словарей, формулирование вопросов, аргументация и доказательное подтверждение собственной позиции, способность к участию в дискуссии, самостоятельное создание нового текста, в том числе и использованием схем, таблиц и т.д.;
• поиск личностного смысла в профильном обучении, в том числе - через применение «матриц альтернативного выбора», адаптированных для целей выбора профиля обучения.
Оценка готовности школьников к самостоятельному выбору профиля обучения осуществляется с помощью следующих
критериев:
• характеристика ценностей, связанных с выбором направления профильного обучения;
• представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;
• информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного и профессионального становления;
• общий уровень самопознания, актуального для осмысления результатов профильного обучения;
• наличие опыта социального взаимодействия, востребованного в профильном обучении.
Результатом такой работы можно назвать высокую эффективность выбора учащимися профиля. В 10-11 классах школы существуют стабильные профильные группы, нет перехода учащихся с профиля на профиль из-за неуверенности в своем выборе.
Вверх
|