Проблемы содержания и организации профильного и предпрофильного образования  в школе №932, предварительные итоги этой работы

 

Милюкова Е.Н. – директор школы №932

  Семионова О.И. – зам. директора по ОЭР

                                                                                Курапова И.И. – учитель физики

 

Когда-то, много лет назад, С.А. Соловейчик мудро обратил внимание на то, что по сути, учебный процесс очень противоречив. Тогда все пришли к однозначному выводу, что эти противоречия не только естественны, но и полезны.

 

“Живой организм школы, образования в целом чахнет и погибает, если целенаправленно и упорно выкорчевывать эти противоречия, добиваться ясности, которая хуже воровства и обмана”.

П. Лернер, доцент, к.т.н., ведущий сотрудник Центра

социально – профессионального самоопределения молодежи РАО.

 

 

Поэтому те процессы, которые сейчас идут в образовании по его модернизации, имеют противоречия, не имеют по многим вопросам ясности. Это нормально.

И тот опыт, которым мы делимся по организации профильного и предпрофильного образования у каждого свой, свои пути по организации образовательного процесса. Повторить его  невозможно, но можно взять из него какие-то отдельные моменты, чтобы воплотить их в жизнь в своей школе, дополнив и переосмыслив. Основа у всех общая и проблемы общие, но решения приходят разные.

Цель данной работы  – рассказать о тех проблемах, которые возникают в школе в области содержания образования и организации его в старшей профильной ступени обучения, при организации предпрофиля в 8-9 классах.

Четвертый год школа в Федеральном эксперименте по отработке структуры и содержания образования.

 

Почему вступили в этот эксперимент?

1.         Была база – 4 года работы в эксперименте по непрерывному экологическому образованию.

То, что было сделано, плавно вливалось в ту работу, которая предлагалась в рамках нового эксперимента. Это и отработка непрерывных курсов по экологии от дошкольников до 11 класса, и серьезная проектная работа учащихся, и составление учебных пособий и методических рекомендаций.

2.         Коллектив привык к работе в рамках эксперимента, есть творческие учителя, которые в соответствии с задачами новой экспериментальной работы, могут их решать.  Т.е. была потенциальная возможность вовлечь коллектив в новую работу.

3.         Коллектив в предыдущем эксперименте затормозился в своем развитии, требовалось что-то новое.

4.         В новом эксперименте открылись новые перспективы, думали о более серьезной ступени самореализации.

5.         Была уже налажена связь с вузами, что давало возможность плавно перейти к решению задачи о создании профильной школы.

6.         Большая серьезная проектная и исследовательская работа учителей и учащихся тоже явилась органичной составляющей перехода в новый эксперимент.

 

С чего началась эта работа?

1.         Первый шаг – создание учебного плана, в котором часть часов школьного компонента отводилась на проектную и исследовательскую работу старшеклассников.

2.         Второй шаг – в школе были созданы два профильных класса: естественно-математический (с сохранением наработок по непрерывному экологическому образованию, формирование класса на базе вуза – МАТИ,  факультета композиционные материалы) и гуманитарного.

Но такое простое деление не решало те задачи, которые ставил перед собой педагогический коллектив. Возникли проблемы.

 

Класс - ВУЗ

 

а) Класс – вуз не оправдал тех надежд, которые возлагали на такую форму образовательного процесса. Спектр вузов и специализаций в вузах, необходимый учащимся, гораздо шире, чем мог предложить имеющийся вуз, что вызвало отказ многих учеников посещать спец. курсы, ввиду отсутствия времени (т.к. занимаются на подготовительных курсах в других учебных заведениях). А если обязывать посещать, возникала значительная перегрузка, что вело к ухудшению здоровья учащихся и качества обучения.

   (8-9 часов аудиторных занятий

    6 часов домашних занятий + время на дорогу)

       Какая-то работа из 3-х блоков остается на заднем плане. Падает качество знаний. Возникают прогулы и проблемы.

б) Формирование классов.

Если в формировании естественно-математического класса проблем не возникало, дети были одной направленности и примерно одного уровня обученности, мотивация обучения – высокая, то в гуманитарном классе  - объединялись фактически 2 группы учащихся: гуманитарии – с высокой мотивацией обучения и группа детей, которые пошли в 10 класс только на основании закона об образовании, т.к. больше пойти им было некуда (причины разные).

в)  Учителям трудно работать в классах, где разный уровень мотивации. И следует учитывать еще и то, что часть детей уже выбрала вуз  и с 10 класса начинает ходить в него на подготовительные курсы, где уровень мотивации значительно выше, чем в школе, и направлена мотивация на занятия вне школы. А время нерастяжимо.

Эти причины привели к необходимости создания универсального класса, но по общему количеству учащихся мы себе этого позволить не могли. (3 класса из 60 человек сформировать невозможно).

Выход – профильное обучение на основе индивидуального плана учащихся.

 

Пошаговые действия

1.   Определение выбора профилей учащимися.

2.  Составление учебного плана.

3.  Формирование групп.

4.   Создание расписания для учащихся.

 

Рассмотрим каждый шаг отдельно.

 

Определение выбора профилей учащимися и родителями

       Не знают  ЧТО

   почему?

 

Не знают КАК

 

v      Не сформирована жизненная позиция

v      Не могут разобраться в собственных приоритетах

v      Не устойчивость предпочтений

v      Воплощение амбиций родителей

v    Не учитывается социальный заказ

 

 

 

v      Как  это будет

v      Как выбрать

v      Что из этого получится

v      Скрытый консерватизм

             Решение:

                                  Тестирование       

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ                                  1.Прозрачность и 

                      с 2004 года – предмет         доступность информации

                      «Выбор профессии»            2. Индивидуальные беседы

                       с 8 класса

 

1.                 Составление учебного плана.

 

Составление индивидуального плана учащегося

 

Изучение нормативных документов по составлению индивидуального учебного плана

 

Знакомство с опытом работы школ по индивидуальному учебному плану

 

-Учет индивидуальных особенностей школы (пед. коллектив, учебная база)

-Оптимизация состава пед. коллектива

                                    Решение

 

Учет требований нормативной базы

 

-осмысление и анализ опыта других школ

 

-отбор и ассимиляция опыта (видоизменяя уподобить)

 

Работа с коллективом:

 

-разъяснительная

-переподготовка

-научно-методическая

-подбор кадров

 

По индивидуальному плану работаем 2-й год. В прошлом году при составлении индивидуального учебного плана ориентировались только на желание учащихся и родителей. Вариантов групп получилось очень много, и пришлось их корректировать, чтобы составить расписание (учитывая загрузку учителей, наличие учебных кабинетов, количественный состав групп).

 

 

 

Перед Вами индивидуальный план учащихся 10 классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ 10 КЛАССА 2003-2004 уч. год

 

  СПЕЦКУРСЫ ПО ВЫБОРУ

 

№ п/п

Ф.И.О.

Русский язык

Лит-ра

 Матем

Англ. язык

История

География

Физика

Биология

Экол

Химия

Инф-ка

МХК

ОБЖ

Физ-ра

Нем.яз

Псих

ИТОГО

 

 

1

2

3

4

3

6

3

5

4

6

1

2

2

4

1

2

1

1

2

1

2

1

1

2

2

2

 

1

Баграмян Анна

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

2

Бирюкова Виктория

1

 

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

 

4

 

2

1

 

2

 

2

1

1

2

 

 

33

3

Буланова Алиса

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

4

Валухина Мария

1

 

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

1

 

1

1

2

2

2

33

5

Василец Юлия

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

6

Гладкова Екатерина

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

7

Горохова Юлия

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

8

Грибков Павел

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

 

4

 

2

1

 

2

1

 

1

1

2

 

 

33

9

Иванова Марина

 

2

 

4

3

 

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

2

2

33

10

Князева Оксана

1

 

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

1

 

1

1

2

2

2

33

11

Корбут Александр

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

 

2

 

4

1

 

1

 

2

1

 

1

1

2

 

 

33

12

Малюшина Екатерина

1

 

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

1

 

1

1

2

2

2

33

13

Маркова Мария

 

2

 

4

3

 

3

 

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

2

2

33

14

Пац Александр

1

 

3

 

 

6

3

 

4

 

 

2

 

4

1

 

1

 

2

 

2

1

1

2

 

 

33

15

Первеева Александра

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

16

Рашич Милош

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

17

Усачева Мария

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

18

Фокин Роман

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

19

Юшин Виктор

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

20

Олейник Екатерина

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

21

Уразманов Кирилл

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

22

Конюхов Алексей

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

23

Савинков Никита

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

24

Иванец Павел

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

25

Нестеров Дмитрий

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

 

2

 

4

1

 

1

 

2

1

 

1

1

2

 

 

33

26

Кузнецов Павел

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

 

2

 

4

1

 

1

 

2

1

 

1

1

2

 

 

33

27

Губанов Петр

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

28

Хомякова Галина

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

29

Ковалев Дмитрий

1

 

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

 

4

 

2

1

 

2

 

2

1

1

2

 

 

33

30

Григоров Михаил

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

 

2

 

4

1

 

1

 

2

1

 

1

1

2

 

 

33

31

Сидоренков Александр

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

32

Бухаленко Татьяна

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

33

Кузьмина Ольга

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

34

Адомян Арутюн

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

36

Пылаева Надежда

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

37

Клирис Кристина

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

38

Федорова Олга

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

39

Завора Антон

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

40

Кардополов Иван

1

 

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

 

4

 

2

1

 

2

 

2

1

1

2

 

 

33

41

Наконечный Антон

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

42

Финкельберг Григорий

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

 

4

 

2

1

 

2

1

 

1

1

2

 

 

33

43

Савина Анна

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

2

 

 

2

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

44

Сысоев Игорь

1

 

3

 

 

6

3

 

4

 

 

2

 

4

1

 

1

 

2

 

2

1

1

2

 

 

33

45

Руденков Анатолий

1

 

3

 

 

6

3

 

4

 

 

2

 

4

1

 

1

 

2

 

2

1

1

2

 

 

33

46

Лебедев Станислав

1

 

3

 

 

6

3

 

4

 

 

2

 

4

1

 

1

 

2

 

2

1

1

2

 

 

33

47

Кострова Елена

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

48

Федюшкина Анастасия

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

 

2

33

49

Вышегородцев Андрей

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

 

4

1

 

1

 

2

 

2

1

1

2

 

 

33

50

Ткачев Дмитрий

 

2

3

 

 

6

3

 

4

 

1

 

 

4

1

 

1

 

2

 

2

1

1

2

 

 

33

51

Полякова Мария

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

53

Будкин Михаил

 

2

 

4

3

 

 

5

4

 

 

2

2

 

1

 

1

1

 

 

2

1

1

2

2

 

33

    Проанализировав опыт прошлого года в 10 классе, в этом году, учитывая желание учащихся и их родителей, предложения учителей, создали 6 вариантов фиксированных индивидуальных учебных планов, которые и реализуются.

 В результате этой работы вышли на следующее формирование групп

2.  Формирование групп  (в результате проб и ошибок 2-х лет сложилась такая система)

 

Возможные варианты индивидуального учебного плана для профильного обучения в 10 классе на 2004/2005 учебный год

 

 

физ.-матем.

гуман.

соц. – экон.

ест. – матем

соц. – гуманит

Общеоб-разов.

Русский язык

1

3

1

1

3

1

Литература

3

5

3

3

5

4

Английский язык

3

3

3

3

3

3

Математика

7

5

7

7

5

5

Биология

1

1

1

2

1

2

Экология

1

1

1

1

1

1

Физика

4

2

2

2

2

2

Химия

1

1

1

2

1

2

История

2

2

2

2

4

2

Обществознание

2

2

2

2

2

2

Эконом. География

2

1

2

2

1

2

Экономика

 

 

2

 

 

 

МХК

1

1

1

1

1

1

Физич. культура

2

2

2

2

2

2

ОБЖ

1

1

1

1

1

1

Информ. технолог.

2

1

2

2

1

1

ИТОГО

33

31

33

33

33

31

Курсы по выбору

 

 

 

 

 

 

Биология

 

 

 

2

 

 

Психология

 

2

 

 

2

2

Право

 

 

2

 

2

 

Литература

 

2

 

 

 

 

Математика

2

 

 

 

 

 

Химия

 

 

 

2

 

 

Второй ин. яз. (нем.)

 

2

2

 

 

 

Физика

2

 

 

 

 

 

Русский язык

 

2

 

 

 

2

 

Вам необходимо набрать 35 часов в неделю в одном из профильных классов и 33 часа в неделю  в общеобразовательном классе за счет курсов по выбору.

 

Выбранный профиль обучения:

 

I этап

Каждый ученик вместе с родителями заполняет анкету, где отражается его личный выбор.

На основании этой сводной таблицы формируются группы.

 

Формирование групп учащихся

Выпускники 9-ых классов

                                

 

    Естественно-       

    математические

 


v     Физико- математические

 

v     Естественно- математические

 

                                Общеобразовательные

    Гуманитарные

 


v     гуманитарные

 

v     соц – гуманитарные

 

v     соц - экономические

 

И составляется расписание индивидуальное для каждого ученика.

В качестве примера предлагаем расписание двух дней

 

 

ПОНЕДЕЛЬНИК

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Арбузова А.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Физика      4

 

2

Василева В.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Физика      4

 

3

Добрянский А.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Физика      4

 

4

Дрогина А.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Физика      4

 

5

Карпов И.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Физика      4

 

6

Кудряшов В.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Физика      4

 

7

МалаховцеваН.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Физика      4

 

8

Мухорьянов И.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Физика      4

 

9

Найденкова Е.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Физика      4

 

10

Оболенкова П.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Физика      4

 

11

 Николаичев Д.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Физика      4

 

12

Попов Р.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Физика      4

 

13

Русанова М.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Физика      4

 

14

Сузая М.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Физика      4

 

15

Тарарева Е.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Физика      4

 

16

Трушина М.

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Физика      4

 

17

Тарасов Н.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Информ.   3

Информ.   3

18

Целиков А.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Информ.   3

Информ.   3

19

СандрейкинаА.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Информ.   3

Информ.   3

20

Струлева Е.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Информ.   3

Информ.   3

21

Думинская М.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Информ.   3

Информ.   3

22

Орешников А.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Информ.   3

Информ.   3

23

Жирнова Д.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Информ.   3

Информ.   3

24

Родин К.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Информ.   3

Информ.   3

25

Горбунова Е.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Информ.   3

Информ.   3

26

Бровчук А.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Информ.   3

Информ.   3

27

Горбов М.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Информ.   3

Информ.   3

28

Шепелев И.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Информ.   3

Информ.   3

29

Ермолаев В.

Истор.      20

Истор.     20

 Алгебра  41 

 Алгебра  41 

 Русск.яз. 32

Литер.     32

Информ.   3

Информ.   3

30

Кузнецова Е.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Физ-ра

ОБЖ    17

31

Щелгунов С.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

32

Рыжкова В.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

33

Степанова О.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

34

Голованов М.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

35

Кадямова Л.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

36

Стручкова А.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

37

Костикова В.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

38

Межецкая В.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

39

Дегтярев С.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Физ-ра

ОБЖ    17

40

Супаева Л.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

41

Родневская А.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

42

Румянцева В

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

43

Назарова С.

 

Информ.   3

Англ.яз.   44

Англ.яз.   44

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

44

Львова Д.

Истор.      20

Истор.     20

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

45

Киселева Е.

Истор.      20

Истор.     20

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

46

Губанов В.

Истор.      20

Истор.     20

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

47

Гуйман А.

Истор.      20

Истор.     20

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

48

Панахова К.

Истор.      20

Истор.     20

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

49

Копылова А.

Истор.      20

Истор.     20

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

50

Кузнецова Е.

Истор.      20

Истор.     20

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Русск.яз 37

Литер.     37

Физ-ра

ОБЖ    17

51

Глазкова А.

 

Информ.   3

Англ.яз.    46

Англ.яз.    46

 Русск.яз. 36

Литер.     36

Физ-ра

ОБЖ    17

 

 

 

ВТОРНИК

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Арбузова А.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

2

Василева В.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

3

Добрянский А.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

4

Дрогина А.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

5

Карпов И.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

6

Кудряшов В.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

7

Малаховцева Н

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

8

Мухорьянов И.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

9

Найденкова Е.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

10

Оболенкова П.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

11

 Николаичев Д.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

12

Попов Р.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

13

Русанова М.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

14

Сузая М.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

15

Тарарева Е.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

16

Трушина М.

Истор.      20

Истор.      20

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

17

Тарасов Н.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

18

Целиков А.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

19

СандрейкинаА.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

20

Струлева Е.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

21

Думинская М.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

22

Орешников А.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

23

Жирнова Д.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

24

Родин К.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.     36

ОБЖ         17

Физ-ра

 

25

Горбунова Е.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

26

Бровчук А.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

27

Горбов М.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

28

Шепелев И.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

29

Ермолаев В.

Физика      18

Физика      18

 Алгебра  41 

 Геометр. 41

Литер.      32

ОБЖ         17

Физ-ра

 

30

Кузнецова Е.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.     36

 

 

 

31

Щелгунов С.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

32

Рыжкова В.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

33

Степанова О.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

34

Голованов М.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

35

Кадямова Л.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

36

Стручкова А.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

37

Костикова В.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

38

Межецкая В.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

39

Дегтярев С.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      36

 

 

 

40

Супаева Л.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

41

Родневская А.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

42

Румянцева В

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

43

Назарова С.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

44

Львова Д.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

45

Киселева Е.

Биолог.     7

Эколог.      7

 Геометр. 35

 Геометр. 35

Литер.      37

Литер.      37

 МХК        37

 

 

Индивидуальное расписание для семидесяти учеников – это сложная трудоемкая и кропотливая работа. Компьютерных программ у нас нет – они очень дорогие; расписание делается вручную и это еще одна проблема.

 Такая форма работы (по индивидуальному учебному плану) высветила следующие проблемы.

 

1.         Изучение нового материала учителем, это изучение не совсем нового, а нового “старого” материала, т.е. учитель надо изменить взгляд, оценку и подачу такого содержания, а это всегда сложнее, чем изучение абсолютно нового.

2.         Пришлось сломать старый стереотип преподавания, связанный с привычными технологиями – уйти частично от традиционного дидактического урока к уроку проблемному, где учитель соратник, консультант.

Т.е. учителю приходится себя ломать и психологически и    профессионально.

В качестве доказательства приводим таблицу, в которой показано возможное место учителя на уроке.

Место учителя в пространстве урока

                                                   

 б) урок совместного открытия знаний

 

а) традиционный урок

 


 

В) Проектная работа в рамках урока

                                                 

 

 

 

 

 

 

 


Из этой таблицы видно, насколько учителю приходится менять внутреннее ощущение себя в уроке. Это достигается немалой “кровью”.

Формы “б” “в” формируют навыки ведения исследовательской деятельности, умение пользоваться различными источниками информации, анализировать ее, делать выводы, т.е. такая работа в конечном результате, приводит к умению самостоятельно мыслить, а значит и профессионально самоопределяться (через надпредметную работу).

3.                     Отдельная часть учителей консервативна в силу возраста и по характеру, приток молодых кадров незначителен. Рождают технологии те, кто имеет опыт, интерес и энергию, а приходится работать всем. Это порой не получается. Проще отказаться и работать по-старому.

Решение кадровых, организационных, методических, вопросов, материально-технического и финансового обеспечения – это вопросы администрации школы.

В ходе работы мы пришли к практическому выводу. Все проблемы мы как бы разделили на 4 блока

1  блок – человеческий фактор

2  блок – учебно-методическое обеспечение экспериментальной работы

3  блок – материально-техническое обеспечение

4  блок – административно–организационное обеспечение эксперимента

 

 

 

 

 


Взаимосвязь проблем всестороннего обеспечения эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Комментарии к схеме

В идеале решенные эти 4 проблемы хорошо дополняют и удерживают друг друга, обеспечивают плодотворную работу в эксперименте.

В то же время, в процессе становления эксперимента решение проблемы одного из блоков, позволяют компенсировать нерешенные проблемы других блоков за счет решения этих проблемных блоков организации. При отсутствии налаженной организационной работы вся представленная “цепочка” разрушится.

Удержать эту “цепочку” в рабочем состоянии и позволяет административно – организационное обеспечение. Административно – организационное  обеспечение позволяет удерживать в равновесии все ее “звенья”.

Но использование административных резервов в организации учебного процесса небезгранично, т.е. компенсация  проблем всестороннего обеспечения эксперимента за счет администр. возможна, и необходима только на начальном этапе становления профильного и предпрофильного обучения,  а так же в момент , когда требуется “Скорая помощь”. Административный ресурс небезграничен и воздействие его недолговременно, а значит и малопродуктивно. Невозможна такая методика “затыкания дыр” по всем направлениям постоянно.

В компетенцию организации входят:

а) режим работы

б) структурирование обязанностей

в) взаимоотношения и взаимосвязи учителей

г) создание атмосферы осознанной дисциплины учителей, учащихся и даже родителей

д) создание комфортных условий работы (поощрение, поддержка творческой инициативы)

е) создание и поддержание на должном современном уровне материально – технической базы эксперимента.

Хотелось бы остановиться на содержательном аспекте и  проблемах неадминистративных блоков, представленных на этой схеме.

I.  Блок “Обеспечения содержательного аспекта эксперимента”

На “профилях”, как и везде, необходим, объявленный БУПом (принятый школой) предметный “джентльменский набор”, и по сей день это тормозит профильное обучение.

Почему

1.      У детей не хватает физических, психологических и моральных сил и возможностей для изучения этих предметов в полной мере, возникают проблемы со здоровьем.

2.      Консерватизм родителей, воспитанных на другой системе обучения, их беспокоит отсутствие в аттестатах названий привычных предметов. Поэтому решено было ввести одночасовые курсы.

3.  У учителя нет возможности в классах разных профилей, а значит и разных уровней, вести качественно предмет  по одному и тому же пособию и с одними и теме же требованиями. Т.е. содержание старых учебных пособий не предназначено для преподавания в новых условиях.

Поэтому, когда мы вступали в эксперимент, этому вопросу мы придали эксперименто-образующее значение. На базе профильных классов начали отрабатывать новые учебники и учебные пособия, позволяющие вести разноуровневое преподавание на предметах разных циклов, что совпало с теми задачами, которые ставились на этом этапе эксперимента. Имея новые разноуровневые учебники, возникли новые проблемы.

а) Несовпадение требования экзаменационных работ тому содержанию, которое предполагается в разноуровневых пособиях. Например, задания по математике в гуманитарных классах превосходят требования, а в физмат. классе слегка не дотягивают. Поэтому учителя, иногда на подсознательном уровне, пытаются выровнить эту ситуацию в сторону экзаменов, что нивелирует результаты и сам эксперимент.

б) Не всегда учитель подготовлен к ведению предмета в разных группах, на разном уровне.

Одни не могут дать мало и просто, а другие много и сложно.

4.         Сказывается недостаточное методическое обеспечение. Учебники есть, а методические пособия не всегда в наличии.

5. Ну и, конечно, проблема подготовки и переподготовки кадров. Нужны молодые специалисты, которые уже на базе вуза обучаются разноуровневому преподаванию.

6.        Необходимо продолжение работы по переподготовке учителей в рамках разноуровневого преподавания.

 

II.  Блок “Материально-технического обеспечения”

Немаловажную роль в успешности эксперимента играет мат.техн. обеспечение. Вопрос больной, решается за счет творческого подхода администрации школы и попечительского совета. В ситуации нашей школы нам помогало то, что, вступив в очередной эксперимент по финансированию, за счет сбережения ресурсов (вода, электроэнергия, тепло) могли выделить часть средств на матер. техн. поддержку эксперимента.

Хочется выразить благодарность за помощь в оснащении кабинетов химии и биологии городу и округу, но посетовать на то, что поддержка эксперимента учебными и методическими пособиями практически прекратилась.

III. Блок “Человеческий фактор”

Успех реализации концепции модернизации российского образования во многом зависит от позиции школьного учителя. О нем мы говорили уже много и неоспоримость этого фактора безусловна.

Взаимосвязь блоков очевидна, но приоритет отдается  правильной организации. Все перечисленные проблемы находятся в поле административного воздействия. Без должной организации претендовать на успех экспериментальной работы невозможно.

Разумный подход и большой опыт работы в нескольких экспериментах говорит о том, что эксперимент должен быть подготовленным.

“Совершенная любовь, сказал апостол Иоанн, изгоняет страх. То же самое делает и совершенная подготовка.”

Д. Карнеги.

Что такое подготовка?

        Кого?        Как?      Зачем?

Зачем?    Мы рассмотрели.

Как?      Рассмотрели.

Кого?    Об учителях сказали.

       А ученики?

 

Их тоже необходимо готовить заранее.

Эту задачу мы решаем через предпрофильное обучение в 8-9 классах – через изменение  подхода к содержанию обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Введены пробные элективные курсы, занятия по которым проводятся в течение одного триместра с тем, чтобы все учащиеся могли ознакомиться с этим курсом.

2. Начиная с 8 и 9 класса, в школе организовываются группы учащихся на базе вузов РМАТ и института управления при Академии наук для профильной и профессиональной подготовки в вуз. Эта работа проводится во второй половине дня в рамках доп. образования, что позволяет детям других школ посещать эти занятия. Одновременно с аттестатом о неполном среднем образовании ученики этих групп получают сертификаты о присвоении первой рабочей специальности.

Проблемы, требующие много времени и сил, заключаются в том, что

1. Нужны кадры.

Нужны люди, которые ведут мониторинговые исследования достижений учащихся по всем направлениям (физиологические, психологические, учебные). А в режиме 6 классов в параллели и без расширенного штатного расписания сделать это проблематично.

2. Необходимо создание и отработка структуры и содержания мониторинговых исследований.

В результате всей работы сложилась следующая схема профильного и предпрофильного обучения в нашей школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вывод.  По итогам этой предпрофильной работы хотелось бы выйти на такие знания об учениках, которые помогли бы и ему и родителям сделать правильный выбор, а школе с ним согласиться, потому что он оказался верным. Помочь принять правильное решение может доскональное изучение и анализ деятельности ученика во время предпрофильной подготовки. Этими знаниями являются рейтинговые показатели учащихся, из которых складывается его рейтинг. А рейтинг позволяет определить успешность ученика, а успешность в той или иной области позволит сделать правильный выбор.  Профильный класс создается для обучения подростка с неустоявшимися устремлениями и его путь в этом классе может быть очень даже непростым.

Образовательный рейтинг учащихся

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Результаты тестирования и промежуточного контроля

 

Разработанные проекты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В заключении хотелось бы отметить, что организация профильного обучения в школе – дело необходимое и очень интересное, если к нему подходить теоретически обосновано  и действовать постепенно, анализируя каждый шаг и корректируя при необходимости учебный процесс.

Мы обозначили те проблемы, которые наиболее актуальны на сегодняшний день. Но каждый день приносит новые вопросы, которые требуют немедленного решения. Эксперимент как живой организм. Живет и развивается. А вместе с ним живем и развиваемся мы.

                               

 

Используются технологии uCoz