СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ № 936 В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                                                                Королёв А.А. директор школы, Красикова В.С. -  заместитель директора по опытно-экспериментальной работе,

 Котова Л.А. – заместитель директора по УВП.

       

 

          Эффективность работы школы, ее развитие, способность удовлетворить запрос социума на образовательные услуги зависит, прежде всего, от уровня аналитической деятельности ее администрации. Наиболее значимой составляющей данной деятельности является оценка качества обучения, проводимая с помощью  внутришкольного контроля. Основная проблема оценки качества в обучении состоит в том, что качество категория содержательная, смысловая, но существующие критерии ориентируют только на ее количественное оценивание.

         В нашей школе сложился творческий коллектив, задумывающийся над несоответствием качества своей работы старым требованиям образования, когда результатом работы учителя являлось простое количественное соотношение  «пятерок», «четверок», «троек» и « двоек».

       На расширенном заседании школьного МС была утверждена периодичность административного контроля, структура и форма контроля, технология обработки  и анализ результатов.    По русскому языку, математике, физике, истории, географии, биологии, химии в каждом классе проводятся 4 тематических работы: стартовая (входной контроль на определение уровня обучаемости по каждому предмету), рубежная, промежуточная и итоговая (выходной контроль).

       Формы проведения проверки качества знаний учащихся: контрольная работа, тест или зачет.  Структура каждой работы – трехуровневая. В работе предлагаются задания на «3», «4» и «5». Технология обработки результатов заключается в следующем: отслеживание фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. За критерий успешности выбрано значение, которое используют городские комиссии по аттестации школы – 2/3 (мы взяли 70 %). Если  проверочный элемент выполнен 70% уч-ся класса, считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Более наглядно выглядит такой способ оценки качества знаний учащихся, выполненный графически.

Например: Тема: « Квадратные уравнения» 8 класс:

Элементы проверки:

1.      Определение количества корней

2.      Вычисление дискриминанта

3.      Решение уравнений

4.      Разложение многочлена

5.      Сокращение алгебраических дробей

6.      Решение уравнений сложных степеней

Результаты:                                                                                      Школа №936

Элементы проверки

8 а

8 б

8 в

Определение количества корней

95 %

89 %

86 %

Вычисление дискриминанта

95 %

94 %

90 %

Решение уравнений

90 %

88 %

82 %

Разложение многочлена

84 %

78 %

76 %

Сокращение алгебраических дробей

78 %

72 %

68 %

Решение уравнений сложных степеней

71 %

64 %

54 %

 

Графическое изображение:


      Анализ результатов контроля  проводится на двух уровнях: на уровне методического объединения с поэлементным анализом и на уровне учебной части (администрации). Предметные МО получают большую возможность вместе с учителями проанализировать полученные результаты и выявить на этой основе наиболее сложные в методическом отношении темы. На уровне администрации  сравнивается  уровень обучаемости (общие умственные, а также специальные способности) с уровнем обученности ( сумма знаний, программных и внепрограммных).

     Для определения уровня обучаемости можно использовать методику П.И.Третьякова:

v     Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал на  7-8 мин работы, планирует повторение опорных знаний, самостоятельную работу;

v     На уроке перед его изучением повторяет ранее изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний;

v     Объясняет новый материал, выделяя главное, основное;

v     Показывает образец применения нового материала в стандартной и измененной ситуациях;

v     Проводит самостоятельную работу типа:

v     Написать, что узнали нового;

v     Ответить на вопрос по содержанию нового материала;

v     Выполнить задание по образцу;

v     Выполнить задание в измененной ситуации;

v     Применить полученные знания в новой ситуации.

     Как только трое-четверо учащихся выполнят самостоятельную работу или максимум 10 минут, учитель собирает работы у всех. Если учащийся выполнил все задания, то можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости, если четыре – о втором, три задания – о первом уровне, два – о нулевом уровне.

Тогда эти результаты выглядят следующим образом:

 

8 а

ВШК-1

8 б

ВШК-1

8 в

ВШК-1

 

входн.

выходн

входн.

выходн.

входн.

выходн.

1 уровень

10%

5%

15%

8%

35%

15%

2 уровень

27%

18%

35%

23%

38%

47%

3 уровень

43%

37%

40%

47%

22%

30%

4 уровень

20%

40%

10%

22%

5%

8%

 


8-а класс

 

8-б класс                                                                                                            Школа № 936

 

 

8-в класс
  


      По этим графикам можно говорить о динамике качества обучения этого класса по данному предмету; класс сравнивается не с каким-то другим, а с самим собой.

     Используемая в нашей школе система внутришкольного контроля позволяет отслеживать учебные достижения учащихся, их индивидуальные способности по всем видам учебных занятий, в том числе и в формате спецкурсов. Учет результатов контроля для занимающихся на спецкурсах ведется в сравнении с контрольной группой учащихся этого же класса, с таким же уровнем обучаемости по следующей форме.

                                                                                                             

                                                                                                                                          Школа № 936

 

 

 

                                                  СПЕЦКУРС

«_____________________________________________________________________________»

 

Предмет_____________________________Класс________________________                                         

 

Учитель__________________________________________________________

 

Список учащихся

 

Входной контроль

ВШК – 1

ВЩК-2

Итоговый контроль

1.

0

1

1

1

2.

0

0

1

1

3.

1

1

2

2

4.

1

2

2

3

5.

0

1

1

2

6.

1

1

1

1

7.

0

0

1

1

8.

1

1

1

2

И т. д.

 

 

 

 

Контрольная группа

 

 

 

 

1.

0

0

0

1

2.

0

0

1

1

3

1

1

1

1

4.

1

1

1

2

И т.д.

 

 

 

 

 

             Сводная таблица мониторинга позволяет сделать сравнительный анализ результатов функционирования спецкурсов, их влияния на уровень обученности учащихся.

            Мониторинг функционирования в школе спецкурсов предпрофильной и профильной подготовки учащихся, осуществляемый на основе стандартизованных методик, позволяет сделать следующие выводы:

v     Занятия в группах по программам спецкурсов помогают учащимся усвоить базовый уровень по предметам, облегчает выполнение домашних заданий, способствуют систематизации и интеграции учебного материала, учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

v     Учащиеся экспериментальных групп более осознанно применяют знания на уроках, чувствуют себя увереннее, комфортнее на занятиях по предметам программного цикла.

v      

                                                                                              Школа № 936

v     Диагностика уровня знаний на основе мониторинга ВШК показывает повышение уровня обученности учащихся экспериментальных групп до 60% по сравнению с учащимися контрольных групп.

            Микроисследование экспериментальной деятельности школы показало, что необходимыми и интересными программами спецкурсов считают от 80 до 100 процентов опрошенных учащихся.  Спецкурсы оценены учащимися по 10 бальной шкале, от 8 до 10 баллов.  По мнению детей занятия на спецкурсах дают опыт, знания, умения, навыки, уверенность в себе, способствуют улучшению и закреплению знаний, гораздо легче становится работать на уроках, меньше времени уходит на выполнение домашних заданий. Значительно легче писать контрольные работы  и тесты, способствуют успешной сдаче экзаменов, развивают логическое мышление и повышают возможность поступления в колледжи и ВУЗы. Педагоги, участвующие в эксперименте, отмечают значительный рост познавательной активности учащихся.

                             Такая система  внутришкольного контроля обеспечивает и мониторинг индивидуальных достижений учащихся, которые могут служить основой портфолио ученика школы.

Класс__________

 2003-04

2004-05

2005-06

2006-07

2007-08

2008-09

2009-10

 

Ф.И.О.______________

____________________

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

 

1.Обучаемость

(учебные возможности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иностранный язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

География

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИВТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОУУ (мыслительные)

     психологи

 

04

 

04

 

04

 

04

 

04

 

04

 

04

 

Анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синтез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Обученность

( уровень)

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русский язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иностранный язык

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Химия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

География

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИВТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОУУН:

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

09

04

 

Навыки смыслового чтения (литер.,русс.яз)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамотная устная речь

( история)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сворачивание информ.

( физика, биология)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное выполнение задания

(математика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное ведение тетради

(география, технология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение работать в группе и в паре (биология)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Навык самопроверки

( химия, история) )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адекватная самооценка

(психологи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная мотивация

( психологи)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Наш опыт показал, что роль и значение диагностики в педагогическом процессе, особенно в условиях эксперимента, весьма значительна. Строящаяся на научной базе, она дает объективные результаты, основываясь на которых  педагоги осуществляют коррекцию в учебном процессе, оценивают эффективность реализации экспериментальных учебных программ, прогнозируют результативность дальнейшей работы.

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz