Управление экспериментальной деятельностью в Центре образования №548 «Царицыно»

     В системе управления экспериментальной деятельностью Центра можно определить четыре ключевых элемента. К ним относятся: группа мониторинга, административный совет Центра, педагогический совет и совет экспериментальной площадки. Координацию всей экспериментальной работы и текущую деятельность, связанную с инновационными и опытно – экспериментальными работами осуществляет заместитель директора Центра. Такая структура управления сложилась в условиях пространственных размеров Центра (три муниципалитета г.Москвы и база в Подмосковье), его образовательного многообразия и численности учащихся (около 1800 человек).
     Исходной посылкой для организации любой инновационной или экспериментальной работы является работа группы мониторинга. Цель этой группы – собирать информацию, характеризующую различные фрагменты образовательного процесса, анализировать ее и выявлять проблемы, которые требуют оперативного решения и проблемы, которые могут сложится в перспективе. Обобщенные результаты таких исследований передаются в административный совет Центр.
     Административный совет Центра, как консультативный орган при директоре, выделяет из перечня проблем ту часть, которая может быть решена исключительно в режиме эксперимента. Результатом этой работы является выработка стратегии развития экспериментальной деятельности на краткосрочную (до года) и долгосрочную (до 5 лет) перспективу. Стратегия экспериментальной деятельности, наряду с другими планами образовательной деятельности утверждается решением педагогического совета Центра.
     После включения той или иной экспериментальной деятельности в перспективный план к работе подключается Совет экспериментальной площадки. На нем конкретизируются задачи экспериментальной деятельности, план их выполнения и критерии оценки ожидаемого результата. В документах Совета экспериментальная работа делится на конкретные этапы, за каждым фрагментом работы закрепляются ответственные. Именно Совет экспериментальной площадки определяет ресурсы, необходимые для обеспечения экспериментальной работы, а также осуществляет контроль и коррекцию хода выполнения.
     На заседаниях Совета конкретизируются формальные и неформальные результаты экспериментальной деятельности. Основная задача такой работы – получить осязаемый результат, имеющий прикладную пользу и повышающий качество образования и качество образовательной среды Центра в целом.
     Особое внимание Совет экспериментальной площадки уделяет мониторингу за соблюдением требований, нормативов и норм при осуществлении экспериментальной работы, что бы не были нарушены права ребенка и учащегося.
     После завершения отдельного этапа эксперимента или всего экспериментального направления, обязательно подводятся итоги. Анализируются полученные в ходе эксперимента преимущества, оцениваются негативные стороны и вырабатываются рекомендации по их компенсации. Обычная периодичность заседаний Совета экспериментальной площадки – 1 раз в 2 месяца.
     Чаще всего экспериментальная работа в школе носит характер внедрения или апробации инноваций. Собственно научно – исследовательская деятельность, предполагающая объективную научную новизну достаточно редкое явление. Именно для решения научно – исследовательских задач, предполагающих получение принципиально новых образовательных результатов, или создание качественно иных технологий в Центре используется система ВНИКов – временных научно – исследовательских коллективов.
     Цель создания ВНИКов – решение конкретных научно–исследовательских задач, предполагающих научную новизну. Кадры, которые привлекаются для работы в них – это сотрудники школы и привлекаемые специалисты, которые чаще всего выступают в роли экспертов или научных консультантов. Финансирование ВНИКов осуществляется за счет внебюджетные средства школы, заложенные в смету на экспериментальную деятельность. Контроль за работой ВНИКов и оперативное управление ВНИКами осуществляет заместитель директора по опытно – экспериментальной работе, в рамках своего функционала.
     Работу каждого ВНИКа можно условно разбить на 4 этапа: проблемный, организационный, исследовательский, апробационно - аналитический.
     На первом, проблемном этапе, происходит собственно определение и формирование т.н. «поля задач» - комплекса проблем и возможных гипотез их решения. Кроме этого на данном этапе проходит анализ всей нормативной документации, которая может влиять как на сам ход разработки, так и на процедуру внедрения результатов исследования. В процессе предварительной работы определяется круг участников ВНИКа, а также происходит их самоопределение. Здесь очень важно, что бы каждый участник ВНИКа соотнес уровень сложности предстоящего исследования с уровнем собственных возможностей, квалификационного запаса и профессиональных компетентностей. Такое самоопределение позволяет конкретнее определить функционал каждого исследователя в рамках ВНИКа. Финалом предварительного этапа является согласование с администрацией школы этапов работы ВНИКа и фиксация ожидаемых итоговых и промежуточных результатов.
     На втором этапе – организационном, происходит формализация отношений со всеми участниками ВНИКа. После собеседования с каждым участником создается целый ряд юридических документов. Каждый персонально пишет заявление (Приложение 1). Затем проводится общее собрание ВНИКа, на котором выбирается руководитель ВНИКа и фиксируется его состав. Решение общего собрания оформляется в виде документа (Приложение 2). В соответствии с целями исследования администрация школы в лице Совета экспериментальной площадки формирует Техническое задание (Приложение 3). Техническое задание является одним из самых важных содержательных документов, поскольку именно оно определяет перечень тех задач, которые должен решить ВНИК, а также те качественные и количественные характеристики конечного продукта, которые станут собственно продуктом исследования. Финалом организационного периода является заключение договора между каждым участником ВНИКа и школой как юридическим лицом (Приложение 4). После этой процедуры ВНИК приступает к работе.
     На третьем – исследовательском этапе, работу контролирует руководитель ВНИКа, избранный общим собранием, а от администрации школы – заместитель директора в рамках функциональных обязанностей. Используются, преимущественно три вида работы: индивидуальная работа, коллективное обсуждение, обучающий семинар. Индивидуальная работа предполагает собеседование с каждым участником ВНИКа заместителя директора или руководителя ВНИКа в среднем 1 раз в 2 недели. Цель таких собеседований – выявить степень продвижения каждого в решаемой проблеме, контролировать сроки и этапность выполнения работ, выяснять имеющиеся дефициты для решения поставленных задач. Коллективное обсуждение ставит целью систематизацию наработок полученных каждым участником, а также выявление новых проблем, которые обозначились в ходе исследования. Такие обсуждения проходят обычно 1 раз в месяц. В случае, если у коллектива ВНИКа возникает потребность получить новые знания или консультации специалиста по проблеме, которая выходит за рамки профессиональной компетенции участников, то обычно для этого используется семинарская форма работы, с привлечением сторонних специалистов.
     На четвертом – апробационно–аналитическом этапе, предполагается проверка тех гипотез или разработок, которые созданы участниками ВНИКа. Для того, что бы повысить уровень объективности используются четыре варианта работы: независимая апробация, оценка внутренними экспертами, оценка внешними экспертами и собственная апробация.
     Оценка экспертами предполагает привлечение к анализу людей как из своей школы (внутренние эксперты), но не входящих во ВНИК, так и специалистов из других организаций. В данном случае их задача – дать оценку самого материала, до применения его на практике. Оцениваться может методология исследования, обоснованность гипотез и посылок, доказательность утверждений, соответствие используемых материалов действующей научной парадигме. Цель этой оценки, еще до апробации внести корректировки в материал и тем самым уменьшить риски внедрения.
     В ходе независимой апробации материалы (методики, дидактические материалы, контрольно-измерительные задания и т.д.) передаются стороннему специалисту (или нескольким) для апробации. В качестве таких специалистов могут выступить опытные педагоги своей же школы, не входящие во ВНИК.   
     Вместе с материалами обязательно передается лист замечаний, в котором сформулированы вопросы на которые исследователи хотели бы получить ответ. Например. Для оценки контрольно – измерительных заданий могут быть уместными разделы «Продолжительность выполнения», «Возрастосообразность», «Последовательность заданий», «Корректность формы подачи заданий». Варианты ответов могут предполагать как дискретную форму оценки – «Есть» или «Отсутствует», так и оценочную, где специалист высказывает некоторое обобщенное мнение относительно поставленного вопроса.
     После всего комплекса внешних оценок и корректив исследователь переходит к собственной апробации, цель которой – оценить на практике результате внесенных изменений максимально приблизиться к результату, который был заложен на этапе формирования технического задания.
     Итогом работы ВНИКа является исследование, которое передается заказчику, в качестве которого выступает администрация школы на тех носителях, которые были изначально оговорены в техническом задании на исследовании. Это может быть бумажный и электронный носитель, объектные формы (если речь о ТСО) и т.д.


 По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу profsch@yandex.ru
Последнее обновление: 04.05.2009

Используются технологии uCoz